Общество

Долой неграмотность! Как учили читать и считать жителей Енисейской губернии

Многие жители Енисейской губернии в начале ХХ века не умели читать и писать.

Долой неграмотность! Как учили читать и считать жителей Енисейской губернии
Фото: красноярские архивы.рф

Многие жители Енисейской губернии в начале ХХ века не умели читать и писать. Помогали решить эту проблему активисты общества «Долой неграмотность», которое было образовано в губернии 5 марта 1924 года.

С первых дней прихода к власти в октябре 1917 года советское правительство начало проводить мероприятия, направленные на формирование новой социалистической культуры. Важнейшей составной частью такой политики стала ликвидация неграмотности взрослого населения страны. 26 декабря 1919 года Совет народных комиссаров принял соответствующий декрет, согласно которому все граждане республики от восьми до 50 лет, не умевшие ранее читать и писать, должны были обучиться грамоте на родном или русском языке.

Новый мир

В январе 1920 года действие декрета было распространено и на Енисейскую губернию. Заведующий школьно-курсовой секции внешкольного подотдела губернского отдела народного образования В. Кузьмин подготовил план ликвидации безграмотности в Красноярске, лёгший в основу соответствующего постановления ревкома, опубликованного в апреле 1920 года.Исходя из плана Кузьмина, неграмотность взрослых жителей города должна была быть ликвидирована в течение восьми месяцев, начиная с мая 1920 года, путём создания в городе школ грамоты, с расчётом 60 человек на одно занятие, или ячеек, включающих от пяти до 10 человек. Слушатели после окончания курса должны были научиться читать, писать, считать, излагать устно и в простейших формах письменно свои мысли. Далее такую систему планировали распространить на всю губернию.

Кузьмин в своей докладной записке писал, что «преподавателю... необходимо заинтересовать учеников перспективой скорого применения приобретаемых знаний на практике. Если в течение двух-трёх недель… учащийся сможет написать свою фамилию, прочесть заголовок бланка, газеты или название улицы… то для него это будет доказательством пользы грамотности и разовьёт в нем жажду к дальнейшему образованию… Необходимо показать… какой новый огромный и недоступный ранее мир открывается грамотному…»

Для проведения мероприятий по ликвидации неграмотности Красноярск разбили на шесть районов. Были созданы районные, а также центральная общегородская комиссии. Первое заседание состоялось уже 5 мая 1920 года.

Однако, несмотря на проведённую работу, к 19 июня 1920 года в Красноярске было открыто всего шесть школ грамоты. Значительная часть города, в том числе и Николаевская слобода с её рабочим населением, охвачена не была. Да и в открытых школах полноценно наладить учебный процесс не удалось. Стало понятно, что решить проблему за короткие сроки невозможно. В связи с этим власти отказались от форсирования вопроса и стали переходить к более спокойной работе. Сначала обучали организованные группы населения — членов партии, комсомола, профсоюзов, служащих госучреждений.

Были сделаны и организационные выводы. К началу 1921 года вся работа по ликвидации неграмотности в губернии была передана из подчинения органов народного образования, которые не оправдали надежд, в специально образованные чрезвычайные комиссии по ликвидации безграмотности (грамчека), просуществовавшие до 1930 года. Это решение себя оправдало. К 1924 году в Енисейской губернии была создана целая сеть учебных заведений для обучения взрослых. Она включала инструктивно-показательные школы, ликвидационные пункты и ячейки, создаваемые там, где не было возможности для обучения больших коллективов.

Понимать газеты

Инструктивно-показательных школ было две, обе работали в Красноярске. Там не просто обучали грамоте, а апробировали разные методики образования для взрослых, направленные на формирование цельной, политически зрелой личности. Это достигалось путём различных практических занятий, подготовкой учащимися докладов, выставок.

Однако наиболее распространёнными в Енисейской губернии образовательными учреждениями для взрослых стали пункты ликвидации безграмотности. За три-четыре месяца обучения человек должен был научиться читать и понимать газеты и книги, делать правильную запись собственных мыслей, заполнять простейшие деловые бумаги, знать нумерацию арифметических чисел, быть знакомым с понятиями «дроби», «проценты», «площадь». При желании ученик мог перейти и в шестимесячную группу, где преподавались более сложные предметы, например экономическая география или естествознание. Со временем учебная программа пунктов усложнялась, и они преобразовывались в полноценные начальные или средние школы для взрослых.

Из донесений, направленных в грамчека с мест, других документов видно, что неграмотные граждане достаточно охотно учились. Так, в ликвидационном пункте «Водников» (Красноярск) уроки в 1924 году посещали 80 процентов учеников, а остальные не были на занятиях лишь потому, что в это время находились на дежурстве. Отношение к учёбе было очень серьёзное. «Ввиду того что заниматься «Водникам» осталось немного, товарищи изъявили желание учиться в праздничные дни… В группе народ взрослый и приходится считаться с их мнением», — писала учительница пункта А. Гребенникова. А вот ещё свидетельство женщины, записанное гораздо позже, в 1936 году, во время беседы секретаря Красноярского крайкома ВКП(б) тов. Голюдова с учащимися школ: «Начала учиться с ликбеза. Учусь четвёртый год, перешла в седьмую группу. Работаю в детском саду… без отрыва от производства учусь… У меня имеется три сына, все учатся, и я за ними должна смотреть... Мечтаю учиться дальше — думаю кончить десятилетку. Мне сейчас 37 лет исполнилось, ещё успею… до смерти. Врачи мне запретили: говорят, что надо бросить или работу, или учёбу, — потому что у вас большое переутомление, но зря они всё это говорят. Работу бросить я не хочу и не могу и учиться не брошу».

Популяризация образования

Большой проблемой для властей разного уровня было материальное снабжение ликвидационных пунктов и школ. В своём отчете заведующий губполитпросветом писал, что деньги, выделенные на ликвидационные пункты — их было 39, ничтожны. В результате обучением было охвачено мало людей.

Именно в этот достаточно сложный период чрезвычайные комиссии по ликвидации безграмотности обратились за помощью к простым гражданам. По инициативе комитетов в декабре 1923 года в Москве было создано добровольное общество «Долой неграмотность». 5 марта 1924 года такое общество появилось и в Енисейской губернии. В его задачи входило обучение неграмотных, популяризация образования для взрослых путём организации спектаклей, лекций, выставок, бесед, издания агитационных материалов, сбор пожертвований. Для достижения этих целей ячейки общества должны были появиться при каждой фабрике, советском и просветительском учреждении, партийном и комсомольском комитете, профсоюзном объединении, в деревне. Поэтому основным критерием общества стала его доступность для граждан. Любые три гражданина могли создать его ячейку и зарегистрировать её.

Активное привлечение населения к обучению вскоре дало свои результаты. Существенно уменьшилась, например, текучесть среди граждан, обучающихся в ликвидационных пунктах, а в дальнейшем в школах для взрослых. Так, член ячейки общества «Долой неграмотность», созданной при Красноярском окружном финансовом отделе, товарищ Хрипач начал заниматься с группой из 14 человек. Из них 11 человек были обучены грамоте. Нежелающих получать знания не оставляли в покое. «У нас о тех, кто плохо учится, пишут в школьную стенгазетку, и это подтягивает людей. Человек — один, два, три раза побывает в газетке, да мы ещё ему говорим: что ты, мол, товарищ, позоришь нас, давай подтягивайся, как это у тебя получилось — и человек подтягивается», — свидетельствовал рабочий фабрики «Спартак» Таратурин.

Важное значение имела деятельность общества «Долой неграмотность» и для активизации работы в сельской местности. Здесь сложилось целое движение учителей и добровольцев — грамотных колхозников, комсомольцев, избачей, библиотекарей.Ликвидация безграмотности в Красноярском крае, который был образован в границах Енисейской губернии в 1934 году, практически завершилась к 1939 году.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА