Актуально
«Могу снять и на консервную банку»: красноярский фотохудожник Александр Кустов рассказал о коллекции аналоговой техники
Увидеть мир таким, каким он был вчера или даже двести лет назад, позволяет искусство фотографии.

Увидеть мир таким, каким он был вчера или даже двести лет назад, позволяет искусство фотографии. А коллекционирование винтажных камер напоминает о творческих проектах и людях, связанных с этими аппаратами. Председатель регионального отделения Союза фотохудожников России Александр Кустов поделился с «Городскими новостями» о том, какие экспонаты хранятся в его частном собрании.
ОТ «ЗЕНИТА» ДО ШПИОНСКОЙ КАМЕРЫ
«Этюд», «Школьник», «Смена», вариации «Зенита» и других популярных отечественных фотоаппаратов, а также раритетные экземпляры импортного производства сегодня хранятся в домашней коллекции у Александра Кустова, известного красноярского фотографа, участника различных выставок и проектов.
— Свою коллекцию я формировал долго, — поделился Александр Юрьевич. — Экземпляры аналоговой техники (то есть снимающей на плёнку. — Ред.) на протяжении долгих лет мне приносили и дарили знакомые, друзья, коллеги по цеху. Потом я стал целенаправленно искать фотоаппараты. Когда ещё не было интернета, покупал их на радиорынке. Также коллекционировал всё, что связано с фотографией: магниевые вспышки, стереоскопы. В итоге собрал все отечественные камеры, существовавшие в СССР, в том числе с олимпийскими знаками. Они пролежали у меня 15 лет. И это не хлам — вся техника была строго в рабочем состоянии. Я периодически её доставал, смазывал, чистил. Когда накопилось приличное количество — около 150 штук — хотел сделать музей. Но под эту коллекцию не было помещения, поэтому отдал всё за символическую цену одной из красноярских фотошкол.
И всё же несколько десятков экземпляров из собрания винтажной техники Александр Кустов оставил себе. Не мог вот так расстаться с камерами, среди которых встречаются довольно редкие устройства.
— Вот, например, подарок фотографа Евгения Шарыгина — настоящий раритет — немецкий шпионский миниатюрный аппарат с выдвигающимся телеобъективом 1937 года выпуска, — отметил Александр Кустов. — Ещё один уникальный экспонат в моём владении — подарок классика фотографии Владимира Ивановича Чин-Мо-Цая. Это выполненный из кожи первый экземпляр фотоаппарата известной во всём мире компании. Он произведён ещё в XIX столетии.
ШТАТИВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
— Вместе с коллекцией, которую я передал фотошколе, был и «ФЭД-2», — поведал Александр Юрьевич. — Он когда-то принадлежал моему отцу. Камера названа в честь известной личности, основателя ВЧК. К сожалению, выкупить экземпляр обратно не удалось. А ведь именно с этой камерой я сделал свои первые шаги в фотографии. Я практически одновременно начал ходить, громко разговаривать и снимать. У моего отца, который был фотолюбителем, не было штатива, так что я успешно выполнял эту функцию. И первыми моделями для меня стали родители.
По признанию нашего героя, у него так хорошо получалось запечатлевать родственников, что через несколько лет после его рождения у отца уже не было необходимости вести семейную фотохронику. Со всем справлялся юный Александр.
— Я стал главным фотографом в школе, ни одно мероприятие не проходило без меня, — рассказал Александр Юрьевич. — Нёс почётную вахту и на Посту № 1 — тоже в качестве фотографа. Успевал делать кадры и выпускать листовки буквально за один день. Помню, как подростком проявлял фотографии вместе с отцом под красным фонарём. У нас не было специальной лаборатории, и мы закрывались в общественном туалете нашей коммунальной квартиры. Теперь кадры школьных лет хранятся в старых альбомах моих одноклассников. Они возвращают людей в детство. До сих пор некоторые из тех снимков я обрабатываю, реставрирую в специальных программах и выставляю в сети.
ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ
И сегодня камеры, оставшиеся в коллекции Александра Кустова, выполняют не только роль памятных реликвий. Эти экземпляры не просто часть декора, они не скучают на полке. Многие из аппаратов до сих пор задействованы в творческих проектах. Например, серия работ «Негород», которая выставляется по всему миру, полностью снята на плёнку.
— Я ездил по деревням Красноярского края и снимал сельскую жизнь, — рассказал Александр Юрьевич. — У меня была задача передать быт жителей, которые пребывают в экологически чистой местности. Показать здоровых людей. Я старался создать эффект присутствия, снять так, чтобы незнакомцы позировали, как старые добрые друзья. К этим работам я добавил снимки из своего детского семейного архива и несколько фотографий отца. Получился уникальный проект длиною в 60 лет.
По мнению нашего собеседника, несмотря на популярность современной цифровой техники, именно магия плёночной фотографии позволяет делать более художественные снимки.
— В цифре пиксели, а в плёнке — молекулы, — отметил Александр Кустов. — Если посмотреть под микроскопом — разница большая. Плёнка более мягкая, на ней другой свет. Раньше, когда не было цветной фотографии, снимки раскрашивали вручную, теперь ситуация обратная. На старой технике все снимают в чёрно-белом формате. И эффект получается особый. Это не искусственно подогнанная на компьютере под ретро фотография, а действительно живое изображение. А в целом, если понадобится, я могу и на консервную банку снять. Потому что мне это интересно.
ИНТЕРЕСНО
«ФЭД» — популярный советский фотоаппарат. Аббревиатура расшифровывается как Феликс Эдмундович Дзержинский. Выпускался с 1934 года Харьковским машиностроительным заводом «ФЭД», созданным на базе детской коммуны имени Дзержинского, под руководством педагога и учёного Антона Семёновича Макаренко. Уже первые модели аппарата имели ряд преимуществ в сравнении с немецким аналогом.