Актуально

«Могу снять и на консервную банку»: красноярский фотохудожник Александр Кустов рассказал о коллекции аналоговой техники

Увидеть мир таким, каким он был вчера или даже двести лет назад, позволяет искусство фотографии.

«Могу снять и на консервную банку»: красноярский фотохудожник Александр Кустов рассказал о коллекции аналоговой техники
Фото: Марианна Вдовенко

Увидеть мир таким, каким он был вчера или даже двести лет назад, позволяет искусство фотографии. А коллекционирование винтажных камер напоминает о творческих проектах и людях, связанных с этими аппаратами. Председатель регионального отделения Союза фотохудожников России Александр Кустов поделился с «Городскими новостями» о том, какие экспонаты хранятся в его частном собрании.

ОТ «ЗЕНИТА» ДО ШПИОНСКОЙ КАМЕРЫ

«Этюд», «Школьник», «Смена», вариации «Зенита» и других популярных отечественных фотоаппаратов, а также раритетные экземпляры импортного производства сегодня хранятся в домашней коллекции у Александра Кустова, известного красноярского фотографа, участника различных выставок и проектов.

— Свою коллекцию я формировал долго, — поделился Александр Юрьевич. — Экземпляры аналоговой техники (то есть снимающей на плёнку. — Ред.) на протяжении долгих лет мне приносили и дарили знакомые, друзья, коллеги по цеху. Потом я стал целенаправленно искать фотоаппараты. Когда ещё не было интернета, покупал их на радиорынке. Также коллекционировал всё, что связано с фотографией: магниевые вспышки, стереоскопы. В итоге собрал все отечественные камеры, существовавшие в СССР, в том числе с олимпийскими знаками. Они пролежали у меня 15 лет. И это не хлам — вся техника была строго в рабочем состоянии. Я периодически её доставал, смазывал, чистил. Когда накопилось приличное количество — около 150 штук — хотел сделать музей. Но под эту коллекцию не было помещения, поэтому отдал всё за символическую цену одной из красноярских фотошкол.

И всё же несколько десятков экземпляров из собрания винтажной техники Александр Кустов оставил себе. Не мог вот так расстаться с камерами, среди которых встречаются довольно редкие устройства.

— Вот, например, подарок фотографа Евгения Шарыгина — настоящий раритет — немецкий шпионский миниатюрный аппарат с выдвигающимся телеобъективом 1937 года выпуска, — отметил Александр Кустов. — Ещё один уникальный экспонат в моём владении — подарок классика фотографии Владимира Ивановича Чин-Мо-Цая. Это выполненный из кожи первый экземпляр фотоаппарата известной во всём мире компании. Он произведён ещё в XIX столетии.

ШТАТИВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

— Вместе с коллекцией, которую я передал фотошколе, был и «ФЭД-2», — поведал Александр Юрьевич. — Он когда-то принадлежал моему отцу. Камера названа в честь известной личности, основателя ВЧК. К сожалению, выкупить экземпляр обратно не удалось. А ведь именно с этой камерой я сделал свои первые шаги в фотографии. Я практически одновременно начал ходить, громко разговаривать и снимать. У моего отца, который был фотолюбителем, не было штатива, так что я успешно выполнял эту функцию. И первыми моделями для меня стали родители.

Фото: Александр Кустов
Фото: Александр Кустов

По признанию нашего героя, у него так хорошо получалось запечатлевать родственников, что через несколько лет после его рождения у отца уже не было необходимости вести семейную фотохронику. Со всем справлялся юный Александр.

— Я стал главным фотографом в школе, ни одно мероприятие не проходило без меня, — рассказал Александр Юрьевич. — Нёс почётную вахту и на Посту № 1 — тоже в качестве фотографа. Успевал делать кадры и выпускать листовки буквально за один день. Помню, как подростком проявлял фотографии вместе с отцом под красным фонарём. У нас не было специальной лаборатории, и мы закрывались в общественном туалете нашей коммунальной квартиры. Теперь кадры школьных лет хранятся в старых альбомах моих одноклассников. Они возвращают людей в детство. До сих пор некоторые из тех снимков я обрабатываю, реставрирую в специальных программах и выставляю в сети.

ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ

И сегодня камеры, оставшиеся в коллекции Александра Кустова, выполняют не только роль памятных реликвий. Эти экземпляры не просто часть декора, они не скучают на полке. Многие из аппаратов до сих пор задействованы в творческих проектах. Например, серия работ «Негород», которая выставляется по всему миру, полностью снята на плёнку.

— Я ездил по деревням Красноярского края и снимал сельскую жизнь, — рассказал Александр Юрьевич. — У меня была задача передать быт жителей, которые пребывают в экологически чистой местности. Показать здоровых людей. Я старался создать эффект присутствия, снять так, чтобы незнакомцы позировали, как старые добрые друзья. К этим работам я добавил снимки из своего детского семейного архива и несколько фотографий отца. Получился уникальный проект длиною в 60 лет.

Фото: Александр Кустов
Фото: Александр Кустов

По мнению нашего собеседника, несмотря на популярность современной цифровой техники, именно магия плёночной фотографии позволяет делать более художественные снимки.

— В цифре пиксели, а в плёнке — молекулы, — отметил Александр Кустов. — Если посмотреть под микроскопом — разница большая. Плёнка более мягкая, на ней другой свет. Раньше, когда не было цветной фотографии, снимки раскрашивали вручную, теперь ситуация обратная. На старой технике все снимают в чёрно-белом формате. И эффект получается особый. Это не искусственно подогнанная на компьютере под ретро фотография, а действительно живое изображение. А в целом, если понадобится, я могу и на консервную банку снять. Потому что мне это интересно.

ИНТЕРЕСНО

«ФЭД» — популярный советский фотоаппарат. Аббревиатура расшифровывается как Феликс Эдмундович Дзержинский. Выпускался с 1934 года Харьковским машиностроительным заводом «ФЭД», созданным на базе детской коммуны имени Дзержинского, под руководством педагога и учёного Антона Семёновича Макаренко. Уже первые модели аппарата имели ряд преимуществ в сравнении с немецким аналогом.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА