Общество
О чём расскажет дерево? В музее гимназии № 13 бережно хранят память об Академгородке и его людях
Каждый стенд в музее гимназии № 13 — это отдельная глава, полная смысла и открытий.

Каждый стенд в музее гимназии № 13 — это отдельная глава, полная смысла и открытий. С экспозицией интересно ознакомиться и детям, и взрослым. Например, посетителям предоставляется возможность проследить, как жил и живёт Академгородок.
Вдохновляя юных исследователей
В микрорайоне расположено пять академических институтов СО РАН, и в музее в обновлённой недавно экспозиции раскрывается история становления научного центра Академа.
На одном из стендов изображён монитор и прослеживается эволюция технологий: от допотопной клавиатуры к современной, от дискеты к облачным хранилищам.
— Казалось бы, некоторые предметы мы использовали ещё 10–20 лет назад, но сегодня молодёжь даже не знает, как их подключать. Ребята искренне изумляются, — пояснила руководитель музея Надежда Золотухина. — Представители Института вычислительных технологий проводят у нас увлекательные занятия, демонстрируя детали суперкомпьютера, рождённого в стенах СО РАН. Вот, к примеру, дискета из 1975 года, а вот — жёсткий диск начала 2000-х. Сейчас всё это умещается у вас в телефоне!
В музее проводятся и уроки биологии, посвящённые принципам роста растений. Там есть уникальный экспонат — спил дерева возрастом несколько тысяч лет. Его достают в перчатках, показывают ребятам, и они, затаив дыхание, считают кольца. Это дерево — настоящая летопись природы, по его кольцам можно проследить историю наводнений и пожаров. Учителя с удовольствием используют спил для иллюстрации метеорологических наблюдений. Первые кольца — ровные, почти симметричные. Но потом что-то происходит, и они искажаются. Как объясняют специалисты, это след заморозка. Затем дерево восстанавливается, и кольца вновь обретают симметрию.
Ещё один стенд посвящён миру полимеров, созданных человеком и применяемых в самых разных областях. Старшеклассники рассказывают ученикам помладше о том, что пластик может быть использован для лечения болезней, и дети просто поражаются такому факту. Также в экспозиции представлены жуки, из которых получают люминол — вещество, светящееся в темноте. Его используют для диагностики онкологических заболеваний. Жук помогает найти болезнь!Образцы полезных ископаемых, добываемых на территории Красноярского края, — ещё одна гордость музея. Когда-то в школе № 41 (сейчас — гимназия № 13), известный учёный, основатель Института физики РАН Леонид Киренский проводил занятия с ребятами. И здесь сохранилось много приборов из первых кабинетов физики. Сейчас учителя проводят уроки: подключают удлинитель и демонстрируют работу озонатора.
— Это оборудование вызывает у детей неподдельный интерес. У нас есть материалы для опытов, которые демонстрируют педагоги. Большинство приборов — рабочие, и мы используем их, чтобы показать: наука — рядом, она доступна и интересна, — отметила руководитель музея.
Только восхищение!
Весь музей — это ода Академгородку и его жителям.
— Мы горим желанием рассказать, что это не просто приятное место, но прежде всего — средоточие потрясающих людей. В их числе — писатели, — поделилась Надежда Владимировна.
Людмила Меньшикова, бывший руководитель музея, после смерти Виктора Астафьева организовывала регулярные встречи писателей и поэтов Красноярска. В музее хранится огромное количество книг с автографами. Писательский кружок жив и сейчас.
Ещё одна экспозиция посвящена художникам Академгородка, в том числе и современным. Создавать её помогала молодая и очень талантливая художница Ксения Чайкина, преподающая в гимназии ИЗО.
Надежда Золотухина рассказала об удивительном человеке — первом иллюстраторе произведения Виктора Астафьева, учёном и писателе Владимире Головине, которые долгие годы жил в Академгородке. Он родился в 1919 году в Средневолжском крае. Ребёнком пережил все ужасы голода в Поволжье. Пока служил в армии в Хабаровском крае, успел окончить вечернее отделение учительского института. С 1943 года сражался на передовой — первый бой принял под Брянском.
После войны работал в Перми, потом учился в московском институте живописи, в пермском сельхозинституте, в аспирантуре, которую окончил досрочно. Трудился в Красноярске и других городах. Написал около ста научных работ. Также оформил более ста книг в книжных издательствах Красноярска, Свердловска, Перми и Тюмени. И сотни стихов опубликовал в газетах, журналах, сборниках. А ещё он написал роман «Бурелом» о Сибири и создал около 500 живописных и графических работ.
На войне Владимир Андреевич потерял ногу. Но это не мешало ему творить и созидать. Его называли сибирским Мересьевым.
— Такие люди вызывают только восхищение! И дети, услышав эти истории, преображаются, — отмечает Надежда Владимировна. — Мы вовлекаем их в музейную деятельность — чтобы они на практике погружались в историю. И вот ребята изучали биографию Владимира Головина и выяснили, что памятник возле педагогического университета поставлен не ему, а однофамильцу. Наш же Головин, гений, не удостоен даже памятной доски... Дети так прониклись его судьбой, что посвятили ему театральную постановку.
Деревянная страна
В музее 13-й гимназии есть уголок, который всегда привлекает внимание. Это творение учителя Александра Дмитриевича Забелинского, который вёл уроки труда.
— Раньше под миниатюрные деревянные постройки был выделен огромный стол в читальном зале, — рассказала руководитель музея. — Педагог создал целую деревянную страну: были даже здания эпохи Древней Греции, Древнего Египта. Создавать элементы для макетов помогали ребята на уроках труда.
Со временем городок стал огромным. И когда Александр Дмитриевич уходил на заслуженный отдых, он раздарил часть домов ребятам, часть осталась в фондах музея. «Мы решили вернуть этот уголок, чтобы показать: творчеству есть место на любом уроке, — поделилась мнением Надежда Владимировна. — К этой работе присоединился учитель из 1980-х Забелинский и выпускник 2023 года Вася Трофименко. Так мы связали представителей разных поколений. Для нас важно, чтобы выпускники приходили к нам с идеями и воплощали их. Недавно ребята пришли и говорят: «Мы знаем, что у вас есть бивень мамонта. Мы придумали, как его использовать!» Этот экспонат — настоящая ценность. Ребята нашли его с Людмилой Меньшиковой на раскопках. И будет здорово, если удастся бивню подарить вторую жизнь».