Проспект культуры

За гранью грань: в Красноярске проходит выставка художника Виктора Рогачёва

Виктор Рогачёв творит на грани, смешивает то, что, казалось бы, несовместимо.

За гранью грань: в Красноярске проходит выставка художника Виктора Рогачёва
Фото: Дмитрий Шабалин

Есть художники, которые, найдя свой стиль, придерживаются его всю жизнь и работают в одной манере. А вот Виктор Рогачёв творит на грани, смешивает то, что, казалось бы, несовместимо. И этим просто поражает.

Название его персональной выставки, которая сейчас проходит в художественном музее имени В. И. Сурикова, — «Грани». Определение абсолютно точное. Потому что автор балансирует между реализмом и абстракцией, современным и традиционным. Непостижимым образом он объединяет логику и интуицию, эмоциональное и рациональное, урбанизм и природу, простоту и сложность, реализм и символику. У Виктора Рогачёва соседствуют и гармонично переплетаются даже такие моменты, как абсолютная конкретика в сюжетной линии и глубокие ассоциации. Не говоря уже о том, что в его палитре — разные композиционные находки, технические приёмы, жанры, темы, мотивы. И нынешняя выставка, которая приурочена к 60-летнему юбилею художника, — возможность открыть новые грани в его творчестве.

Изюминка экспозиции в том, что зрители планомерно перемещаются из зала в зал, каждый из которых имеет своё название и свою тему. Это позволяет глубже понять многообразие произведений автора.

Первый зал — «Точка отсчёта». Виктор Рогачёв родился в небольшом мордовском селе Коломасово. И от истоков не отрывается: изображает любимые места даже вдали от дома. И работы, представленные в этом пространстве, — как будто нити, связывающие его с малой родиной.

Воспоминания художника — самые светлые. «Вот моя деревня», «Бархат леса», «Никольская церковь в селе Ново-Пшенево», «Бабье лето», «Вечерняя прохлада»... И потрясающий триптих «Козий край». По всей видимости, с этими домашними парнокопытными у автора многое было связано в детстве.

Второй зал — «Рисующий цвет». В произведениях, представленных здесь, преобладает абстрактная манера, обобщённые формы, будь то натюрморты или пейзажи. Художник любит осень, её необыкновенные краски. И это время года у Виктора Рогачёва отнюдь не «пышное природы увяданье», а удивительно светлая красота и умиротворение. «Осеннее серебро», «Дача», «Цветы», «Закат», «Жёлтая осень»... Это трогательно и очень душевно.

Перемещаемся в третий зал под названием «Внутри и снаружи». В этом пространстве — мотивы окон, подоконников, крыш... Именно мотивы, потому что картины негромко звучат, а каждая деталь приоткрывает таинственный мир, затерявшийся где-то в большом городе.

Вот эти работы: «Солнечный день», «Морозное утро», «Тени», «Пэчворк», «Натюрморт с керамической статуэткой», «Дачный посёлок», «На Игарском шоссе»...Движемся дальше. Зал «Сибирские просторы». Это — величественная природа. Реки, горы... И вместе с тем — естественное их единение с человеком. На картинах это читается прекрасно: «Хакасия. Первый снег» (табун лошадей под присмотром пастухов), диптих «Туман» (опять же кони в молочной дымке), «Байкал. Кораблики», «Ольхон», «Енисейск. Корабли постоят...». Именно в этой мини-эскпозиции понимаешь, что люди — частички природы.

А вот следующий зал — «Зал почитания» — очень необычный. Здесь странным образом соединены традиционные угро-финские орнаменты (мордвины — эрзя и мокша — принадлежат к этой языковой группе) и новые живописные техники. То есть работы, с одной стороны, открывают богатство традиционной национальной культуры, с другой — символизируют её обновление. Интересно, что в этом зале можно увидеть настоящий женский мокшанский костюм начала XX века: рубаха-панар, передник-сапоня, пояс с украшениями — карс секонят, наплечные украшения из бисера — комбоне, баяравань крганят. Художественные же работы этого плана, такие как «Родной напев», «Застолье», «Хоровод», «Традиции предков», стали, как утверждают искусствоведы, знаковым явлением в культурной жизни не только Сибири, но и всей страны.

А вот «Зал ожидания» под номером шесть — это место, где можно переосмыслить прошлое в предвкушении чего-то необычного, вспомнить города и страны, где побывал. Подумать о переменах в жизни и задать себе вопросы о будущем. Работы этой серии: «Остановка», «Прогулки по Праге», «Будапешт. Улица Гюль Баба», «Пляжный сезон». Есть картины, посвящённые Красноярску, — «Литературный музей», «Дом Кохановской». И конечно, холсты, на которых изображены вокзалы. Те самые залы ожидания, где люди готовятся открывать новые грани жизни.

В тему

Виктор Рочагёв родился 1 августа 1964 года в селе Коломасово Мордовской АССР. Учился в педагогическом училище посёлка Ичалки МАССР на художественно-графическом факультете (1979–1983), в Орловском педагогическом институте на художественно-графическом факультете (1983–1989), в Красноярском государственном художественном институте (1989–1995).

Виктор Рогачёв внес значительный вклад в развитие изобразительного искусства Красноярского края. С 1996 года занимается преподавательской деятельностью в КГХИ (ныне — СибГИИ имени Д. Хворостовского).

Достижения мастера в искусстве были отмечены благодарностью Российской академии художеств (2010), серебряной медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» ВТОО «Союз художников России» (2013, 2014). За личный вклад в сохранение и развитие культуры края Виктор Рогачев удостоен премии губернатора Красноярского края (2012) и премии главы Красноярска (2016).

Выставка «Грани» (12+) будет работать до 20 апреля по адресу: проспект Мира, 12.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА