Общество

Шесть тысяч лет в одном овраге: учёные нашли в центре города древние артефакты

Следы пяти культур, существовавших на протяжении не менее шести тысячелетий, обнаружили археологи в центре Красноярска.

Шесть тысяч лет в одном овраге: учёные нашли в центре города древние артефакты
Фото: Юрий Гревцов

Следы пяти культур, существовавших на протяжении не менее шести тысячелетий, обнаружили археологи в центре Красноярска. Исследователи недавно начали спасательные работы на площадке перед Центральным универсальным магазином и уже выявили предметы, принадлежавшие представителям неолита, бронзового века, эпохи раннего железа, средневековья и русского периода ХVIII–ХIХ столетий.

«Городские новости» побывали на раскопках и узнали, какую работу в нашем городе выполняли ветераны Отечественной войны 1812 года, что за напитки доставляли сибирской элите из Европы и зачем губернатор Степанов приказал красноярцам свозить навоз на набережную Енисея. О первых результатах исследования журналистам подробно рассказал руководитель полевого отряда, археолог Юрий Гревцов.

УКРЫТИЕ ОТ НЕПОГОДЫ

Археологи работают на пересечении улиц Карла Маркса и Диктатуры Пролетариата, где вскоре начнут строить вентиляционную шахту для тоннеля будущего метрополитена. Задача исследователей — найти артефакты, оставшиеся от прежних культур и эпох, чтобы сохранить их для истории. Не секрет, что земля в центре Красноярска полна ценных реликвий. Однако такое археологическое богатство, которое обнаружили исследователи на участке перед ЦУМом, встречается далеко не везде.

— На месте, где проложена улица Карла Маркса, ещё 60 лет назад был глубокий овраг, часть древнего русла Енисея, — говорит Юрий Гревцов. — Такие углубления — хорошее укрытие от ветров и непогоды. Неудивительно, что люди в те времена, когда ещё не было Красноярска, устраивали в этом овраге стоянки.

Самые древние артефакты, которые выявили здесь археологи, относятся примерно к концу пятого — началу четвёртого тысячелетия до новой эры. Это осколки керамических сосудов, украшенных орнаментами. Интересно, что о наличии на этом участке таких реликвий учёные до начала работ не знали. Предполагалось, что в грунте присутствуют следы лишь русского периода, что подтверждали и письменные источники, и археологическая разведка, которая проводилась в 2024 году. Однако, когда стартовали раскопки, выяснилось, что культурные слои уходят далеко вглубь и несут в себе множество интересных находок.

— О слое ХIХ века уже было известно, а то, что дальше, — всё новое и неизведанное, — отметил руководитель раскопок. — Мы обнаружили средневековые предметы, артефакты скифской эпохи, керамику бронзового века, посуду, наконечники стрел, фрагменты каменных изделий неолита. В Красноярске есть археологические объекты тех же периодов, но на разных участках. А здесь они (представители разных культур. — Ред.) все в овражке сидели примерно с конца пятого тысячелетия до нашей эры до ХVII века. Это не сенсация, но очень хорошая находка.

СНАЧАЛА ПО-МОСКОВСКИ

Сохранить древние культурные слои помог… красноярский троллейбус, вернее, земляные работы, которые проводились перед прокладкой транспортных сетей. В 1960-х овражек засыпали, чтобы выровнять дорогу, и законсервировали участок.

— Видите эти слои: гравий и каменноугольный шлак, — объясняет Юрий Анатольевич. — Гравий для отсыпки оврага привозили с берега Енисея, а шлак — из котельных, которые в середине ХХ века были во всех красноярских сталинках. Высота этого слоя — больше двух метров. Ниже идёт пласт от 40 сантиметров до полутора метров — это русское время, ХVIII–ХIХ века. А самый глубокий, тонкий и плотный слой содержит находки всех предыдущих эпох. Сейчас мы находимся на дне оврага, но впереди ещё много работы. Важно, что в процессе, благодаря найденным древним артефактам, мы скорректировали предмет охраны (в 2024 году территория признана вновь выявленным объектом культурного наследия. — Ред.) и глубину залегания памятника. Но одновременно с «удревнением» памятника сократилась общая мощность культурных напластований.

Кстати, период освоения этого участка русскими также был скорректирован. Ранее предполагалось, что на территории найдутся предметы, относящиеся к ХIХ веку, но сейчас стало понятно, что использовалась эта земля уже в ХVIII веке. Подтверждает это нумизматика — монеты, относящиеся к правлению Екатерины II (годы правления — 1762–1796). Именно в это время начиналось активное освоение участка.

— Красноярск повторил историю многих старинных сибирских городов, планировку которых выполняли по московской радиальной схеме: в центре — кремль, от него лучами уходят улицы, — говорит Юрий Гревцов. — У нас было то же самое: от острога на посад расходились радиальные улочки. Но в 1773 году случился большой пожар, уничтоживший центральную часть города. К тому времени Красноярск уже имел статус крупного торгового и промышленного центра, поэтому на его восстановление императрица Екатерина II направила казённые деньги.

ПОТОМ ПО-ПИТЕРСКИ

Екатерина II считала себя наследницей Петра I и очень любила его детище — Санкт-Петербург. Поэтому она распорядилась отстраивать Красноярск по плану столицы, где улицы идут параллельно и перпендикулярно друг другу. Тогда же императрица ввела в стране санитарные нормы для городов, в том числе касающиеся размещения погостов за пределами населённых пунктов. Красноярск спланировали до Падалкина переулка (нынешняя улица Диктатуры Пролетариата), за которым начиналось Всехсвятское кладбище. Тогда это была окраина.

В ХIХ веке, по словам Юрия Анатольевича, недалеко от ЦУМа находилась школа кантонистов — военных сирот. Красноярский гарнизон активно участвовал в Отечественной войне 1812 года, что подтверждают археологические раскопки Всехсвятского некрополя. Там нашли захоронения солдат, вернувшихся в Красноярск с войны с Наполеоном. Но многие бойцы погибли на полях сражений, для их сирот и была организована школа кантонистов: что-то типа кадетского корпуса. На участке, где сейчас ведутся спасательные работы, исследователи обнаружили остатки усадьбы, в которой жил педагогический состав. Учителями, к слову, являлись тоже участники Отечественной войны — флотские, артиллерийские ветераны. Это были грамотные, но небогатые люди.

НАПИТКИ ИЗ ЕВРОПЫ

Усадьба, которую раскопали археологи, скорее всего, построена на рубеже ХVIII–ХIХ веков (датировку планируется уточнить позднее, когда будут открыты нижние венцы постройки, под которые традиционно подкладывались закладные монеты) и изначально была казённой. Но затем, как предполагают исследователи, дом перешёл семейству Зверевых — людям статусным и состоятельным.

— Мы нашли табличку с надписью «Владимир Виссарионович Зверев» и элемент от ножен офицерского кортика, — отмечает Юрий Гревцов. — Известно, что этот человек был подполковником в Русско-японскую войну 1905 года, полковником в Первую мировую, начальником артиллерийской части Красноярского гарнизона, героем войны, награждённым пятью орденами. В 1918 году он влился в белое движение, получил чин генерал-майора и занял место во временном сибирском правительстве Колчака. Умер Зверев в том же 1918-м на Урале, похоронен в Челябинске.

В Красноярске у Владимира Виссарионовича остался сын Владимир — представитель золотой молодёжи, штабс-капитан, тоже участник войны и белого движения. Он вёл дневники, оставив после себя 12 тетрадей. И вот в одной из них есть история о том, как Владимир Виссарионович при новой советской власти ходил сдавать шашку и уточнял, может ли он на память оставить свой офицерский кортик. Археологи считают, что обнаружили на раскопках элемент именно этого кинжала.

— Интересна и сама табличка, — утверждает исследователь. — В ней есть четыре отверстия от пистолетных пуль, причём стреляли не снаружи, а изнутри. Металлическую пластину с именем владельца дома обычно вешали на дверь на уровне глаз входящего. Видимо, однажды к жильцам постучались нехорошие люди, в которых и метил хозяин. Такое было вполне возможно в Гражданскую войну и в смутное время после неё. Вот это и называется «живая история».

О том, что Зверевы были состоятельным семейством, говорят другие артефакты. Например, среди находок — ключ от европейских каминных часов. Кроме того, археологи обнаружили серебряный крестик — редкую и очень дорогую для Красноярска ХIХ века вещь. Позволить себе такую роскошь мог только очень богатый человек, чаще такие предметы изготавливались из дешёвых сплавов. Найдено также вручную отполированное стекло от очков — таких же, как у Грибоедова на портрете из школьного учебника. И это ещё не всё.

— Посмотрите, вон там амфора, керамическая бутылочка, — показывает на раскопе Юрий Гревцов. — Такие встречаются в Красноярске, Минусинске, Енисейске, в них для сибирской элиты привозили немецкую минеральную воду. — Также найдены осколки стекла от французских вин.

«ТЕПЛИЧНЫЕ» РАСКОПКИ

Сейчас раскоп на месте усадьбы законсервирован, на нём археологи планируют продолжить работы позже, захватив при этом более обширную площадь. Пока же к исследованиям подготавливают соседний участок — убирают верхний, не несущий археологических артефактов слой. В Великую Отечественную войну здесь, всё в том же овражке, располагались землянки и бараки эвакуированных в Красноярск заводов «Радиосвязь» и «Квант». В те времена со строительными материалами было туго, поэтому здания возводились из всего, что под руку попадётся. Например, на развалах печей можно встретить имперский и советский кирпич, а кирпичные стены клали с использованием одновременно известкового, гипсового и цементного растворов.

— Постройки военного времени разбираем вручную, — говорит Юрий Анатольевич.__ — Бывает, что предметы предыдущих времён попадают в верхние слои. Так, на уровне ХIХ века мы нашли скифский нож. Видимо, в процессе освоения этого участка русские потревожили более ранний слой, и нож был выброшен с отвалом наверх. Но Великая Отечественная война не наша задача. Археологическую ценность имеют находки старше 100 лет.

В Красноярске уже относительно тепло, поэтому расчистка нового участка ведётся под открытым небом. А зимой раскопки были организованы в своеобразных отапливаемых теплицах. Такие работы должны проводиться при плюсовых температурах, поэтому учёные используют одобренную Институтом археологии РАН методику: строят из поликарбоната укрытие, обогревая его тепловыми пушками. Благодаря данной технологии и удалось в холодный сезон проникнуть в глубь истории. В раскопе, на ровном срезе грунта высотой примерно в три метра, можно разглядеть все оттенки красноярской жизни.

— Видите на уровне середины ХIХ века песок с размывами? Это следы подтопления, как раз в тот период Енисей разливался, — поясняет Юрий Гевцов. — Хороший исторический маркёр, мы по нему можем определить возраст слоя. А вот пласт навоза — это тоже маркёр. И он не связан с тем, что здесь держали животных. До заселения территории русскими по левому берегу от стрелки Качи находился реликтовый сосновый бор. Первые две зимы первопоселенцы вырубали деревья для строительства и отопления. Затем постепенно разраставшийся город уничтожил лес. К ХIХ веку кусочек бора сохранился только в качестве парка.

Без деревьев началась эрозия почвы. Тогда енисейский губернатор Александр Степанов распорядился, чтобы красноярцы свозили навоз от своего скота для удобрения грунта. Это позволило сформировать на берегу травяной покров. Мера получилась не очень эффективной, но теперь у археологов есть этот исторический слой как привязка к эпохе.

Читаются на срезе и более древние пласты земли. Здесь можно увидеть, как раньше выглядело русло Енисея, так называемые дренирующие грунты, пропускавшие воду. На них, в частности, строилась усадьба Зверевых.

— Дом возводился в низинке, на этих дренирующих грунтах, и его погреб должен был подтапливаться во время паводка, — говорит Юрий Анатольевич. — Однако строители учли эти риски. Они сначала выкопали котлован для фундамента, заложили его глиной и лишь затем сделали погреб. В итоге вода не проникала в подпол. Кстати, эта технология в Красноярске обнаружена впервые. Интересно, что строители привозили материал с левого берега Качи. Добывали его зимой, что видно по структуре глины. Но это и логично — на лодке много не перевезёшь, а по льду на санях доставку организовать проще.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА