Стадион
«Ребята говорят, что я нетипичный вратарь»: голкипер «Енисея» Егор Шамов о пути в РПЛ, травмах и лучших коллегах по амплуа
Спортивный обозреватель Павел Катцын поговорил с вратарём красноярской команды.

Егор Шамов переехал в Красноярск летом 2024 года из казанского «Рубина» в поисках игровой практики. Но и в «Енисее» поначалу приходилось довольствоваться местом второго вратаря. Дебют пришёлся на 12-й тур. «Енисей» разгромил «Урал» — 3:0, а Шамов закрепил за собой позицию первого номера. В прошлом ноябре в поединке с «Тюменью» он пропустил на 86-й минуте, а дальше началась сухая серия Егора, которая вместила шесть полных поединков и 59 минут в матче с «Нефтехимиком». Итог — 603 минуты — рекорд нынешнего чемпионата. К сожалению, с нижнекамцами Шамов травмировался, в важнейших поединках с «Сочи» и «Черноморцем» он красноярцам не поможет.
Несчастный случай
— Сначала, конечно же, о здоровье. Какая у тебя травма и как скоро вернёшься в строй? — Ничего серьёзного. МРТ показала повреждение приводящей мышцы. Вообще, при таких травмах восстановление занимает две-три недели, но я знаю свой организм и надеюсь, что пары недель мне хватит.
— По матчу с «Нефтехимиком» вообще было непонятно, как и когда ты эту травму получил. Вроде бы ни с кем не сталкивался.— Да практически на ровном месте. Соперник забросил мяч, я пошёл страховать, резко дёрнулся и почувствовал боль. Можно сказать, несчастный случай произошёл. Стандартная рабочая ситуация. Ничего не предвещало неприятностей.
— Твоя рекордная в сезоне сухая серия из-за этого пока остановилась на отметке 603 минуты. Для тебя принципиальны именно игры на ноль или главное, чтобы команда побеждала, а счёт не важен?— Любому вратарю приятно сыграть на ноль. Но если выбирать между победой с пропущенными мячами или ничьей, я выберу успех команды. Когда же мы выигрываем, не пропустить при этом особенно здорово.
— Какой из четырёх весенних поединков был для тебя самым тяжёлым?— С «Уфой» в гостях было непросто. Впервые весной сыграли на открытом воздухе и долго входили в игровой ритм, но сумели адаптироваться и победили.
— «Енисей» вступал в весну крепким середняком, особо ни на что серьёзное не претендующим: до стыков было далековато, от зоны вылета оторвались на безопасное расстояние. Сейчас до четвёртого места всего шесть очков. Впереди два матча с командами, как раз занимающими третью и четвёртую позиции, — «Сочи» и новороссийским «Черноморцем», а ты, внёсший большой вклад в продвижение красноярцев по турнирной таблице, эти встречи пропускаешь. Что чувствуешь?
— Всегда неприятно, когда со здоровьем что-то происходит. Понятно, что от травм никто не застрахован, но по факту получается, что подвожу команду, не смогу ребятам помочь. Но ведь в «Енисее» я не один вратарь. Надеюсь, моё отсутствие не повлияет на настроение ребят и на результат, и всё пройдёт удачно.
Удачу нужно заслужить
— Внутри «Енисея» в общении друг с другом, с тренерским штабом, с руководством где-то проскакивает, что подобрались близко к стыкам и надо ставить задачу туда попадать. Или идёте в прежнем графике от игры к игре и на таблицу пока не смотрите?
— Скорее второе. В таблицу особо не заглядываем. На то, что осталось шесть очков до стыков, внимание не концентрируем. Думаю, если заморачиваться на этом, можно попасть под лишнее давление. Идём от матча к матчу и хотим побеждать в каждой следующей игре.
— Весенний «Енисей» не играет ярко и зрелищно, зато исправно набирает очки. Летом и осенью картина чаще была иной. Вы во многих матчах превосходили соперника, но роковые случайности и индивидуальные ошибки приводили к ничьим и поражениям. То, что команда сейчас так выглядит, — это умышленное жертвование зрелищностью во имя результата, или пока не до конца вошли в сезон?
— Скорее всего, больший акцент делаем на результат. На сборах показывали интересный футбол, даже с командами Премьер-лиги, и думаю, что сейчас мы готовы хорошо. Можно сказать, добавили здорового прагматизма, исключили излишний риск, стали больше внимания уделять надёжности обороны, и это принесло свои плоды. Если и дальше всё так пойдёт в плане результата, качество игры тоже улучшится.
— Мне кажется, что футбольный бог воздаёт «Енисею» за обидно потерянные очки в первой части сезона. Сейчас фортуна чаще поворачивается к вам лицом: фантастический удар Оливье Кенфака в Уфе, два быстрых гола «Нефтехимику» после его необъяснимых ошибок.
— Благосклонность удачи тоже нужно заслужить. То, что есть сейчас, в первую очередь плоды нашей подготовки к рестарту сезона. Хорошо поработали на сборах, прошли правильную подготовку, от этого и результат.
Отыграемся на Белеме
— У «Енисея» не так много новичков, но они всё-таки присутствуют. Как вы их приняли в коллективе, и стали ли они уже своими в команде?
— У нас в целом хороший и дружный коллектив. Футбольный мир тесен, и новички некоторым из нас уже были хорошо известны. С тем же Юрой Бавиным я знаком с семи лет, в академии ЦСКА были в одном возрасте. Так что никаких проблем с адаптацией у новых игроков не было. Сразу влились в команду и начали работать.
— Удивительно судьба поворачивается. Играли с Бавиным в Москве в академии ЦСКА и через много лет воссоединились в Сибири, в Красноярске.
— Такая вот интересная и непредсказуемая футбольная жизнь. Это только в плюс и Юре, и мне. Давно знакомы, есть общие интересы, многое можем вспомнить. Те ребята, с которыми играл вместе в детстве, навсегда остаются в памяти. Мы с тем же Бавиным, когда пересекались в матчах, где были соперниками, всегда с удовольствием общались.
— Пришедший из «Тюмени» камерунец Кенфак говорит по-русски?
— У него тоже с адаптацией никаких проблем не возникло, всё понимает и неплохо сам разговаривает.
— То есть его уже не разыграть козырным приёмом, когда иностранцев прежде всего учат русскому мату?
— С Оливье такое не пройдёт. Но к нам уже присоединился Адольф Белем, так что на нём отыграемся в этом плане
Сразу согласился
— Как вообще у тебя появился вариант с «Енисеем» и почему решил уехать в Красноярск из Казани, ведь «Рубин» играет в РПЛ?
— Мне хотелось чаще появляться на поле. И когда поступило предложение из Красноярска, посчитал, что это для меня будет отличной возможностью перезагрузиться, начать новый путь. Решил, что «Енисей» станет шансом на новое движение вверх, поэтому сразу согласился.
— Ты играл в «Рубине» вместе с Александром Зотовым, отлично проявившим себя в Красноярске. С ним советовался по поводу перехода в «Енисей»?
— Честно говоря, на это даже не было времени. Когда приглашение пришло от «Енисея», у него уже сборы начались. Решение принял мгновенно. Я же не первый год в российском футболе, примерно понимал, где и какие перспективы. «Енисей» — крепкий клуб Первой лиги с хорошими футболистами, не нашёл аргументов против.
— Когда начался этот сезон, ты оставался на скамейке запасных. Почему?
— Долго был без игровой практики. Набирал кондиции и тонус. Плюс Андрей Валерьевич Тихонов такого склада человек, которому надо доказать, чего ты стоишь. Откуда кто пришёл и где раньше играл, для нашего тренера неважно. Он обращает внимание на то, что ты можешь здесь и сейчас. Пришлось ждать своего шанса, а когда он выпал, постарался уцепиться за него по-настоящему.
— Если опираться на статистику, на те же сухие матчи, получается, что в «Енисее» у тебя один из лучших, если не лучший период в карьере. А как по ощущениям?
— Чувствую себя отлично. Мне 30 лет, уже прошёл определённый путь в футболе. Не зря говорят, что с возрастом голкипер становится более уверенным. Моё состояние, наверное, сейчас на высшем уровне за все годы карьеры. И на сегодняшний день период в «Енисее», скорее всего, можно назвать лучшим, посмотрим, что дальше будет, ещё играть и играть.
От «Биолога» до «Рубина»
— Ты начинал в школе ЦСКА, а дебютировал в профессиональном футболе за «Биолог-Новокубанск» из небольшого посёлка Прогресс в Краснодарском крае. Как так вышло?
— Мне было 13 лет, когда в школе ЦСКА все ребята стали резко расти, а я с этим припозднился. Поскольку был самым маленьким, то постепенно стал отходить на второй план. Практически не играл, поэтому решил покинуть армейцев. Продолжил в другой ДЮСШ, выпустился оттуда, и знакомый тренер позвал в «Биолог».
— Как игралось во Второй лиге? Всё-таки переход от юношей во взрослый мужской футбол складывается непросто.
— Было действительно сложно. Во Второй лиге самого футбола немного, больше борьбы и жёстких единоборств. Какое-то время потребовалось, чтобы привыкнуть к новым реалиям. К тем же полям, далёким от идеала. Из «Биолога» через пару лет перешёл в брянское «Динамо». Там провёл неплохой отрезок, чувствовал, что могу двигаться дальше, и как раз подоспело приглашение в ФНЛ, в «Луч-Энергию» из Владивостока.
— Не пугали длительные перелёты? Ведь играя во Владивостоке, приходится буквально жить в самолётах.
— Нисколько. Был молод, открыт ко всему новому. Да и вообще я авантюрист по жизни. Для меня самое главное было то, что это лига выше уровнем, а где играть в ней, особого значения не имело.
— Путь из «Луча» в РПЛ получился достаточно коротким.
— Не сказал бы. В «Арсенале» я полтора года играл за вторую команду, шанса на основу мне не давали. Каждый день просыпался с мыслью: «Когда, когда…» Уже рассматривал варианты, чтобы в аренду уйти или разорвать контракт, но уходить было особо некуда. Поэтому ждал, работал, а когда настал момент, не имел права его упустить. Всё сложилось хорошо, и я стал регулярно играть.
— В тот период, в 2019 году, случились прямо-таки знаковые матчи. Вы обыграли ЦСКА и «Спартак», причём в гостях. Что ты чувствовал, когда побеждал такие команды, да ещё и играл на ноль?
— Да на самом деле любая победа дорога и над «Спартаком», и над «Нефтехимиком».
— Премиальные-то за москвичей точно повышенные.
— Деньги — это приятный, но второстепенный бонус, а выигрывать все хотят. Со «Спартаком» матч запомнился сумасшедшей атмосферой. Вот тех полных трибун на большом стадионе сейчас особенно не хватает. Не так важно даже, за тебя народ более или против. Сам этот шум непрекращающийся вдохновляет. Чувствуешь, что ты в настоящем футболе.
— Что было потом?
— Оставалась буквально одна игра перед зимней паузой. И на последней тренировке получаю тяжёлую травму. Разорвал связки плеча. Прыгнул за мячом, рука подвернулась, а потом ещё и упал на неё. Всю зиму восстанавливался, после карантин начался из-за коронавируса. Вернулся в ворота только в июне 2020-го. Приходилось восстанавливать то, что нарабатывал годами. Пришлось перестраивать себя. Страх после травмы оставался. Не давали покоя мысли, что вот сейчас прыгну, и вдруг опять что-то случится.
— Как удалось избавиться от них?
— Со временем. Посещал психолога, выговаривался и постепенно справился. Совсем не вовремя, конечно, та травма случилась, хотя, если рассуждать в этом ключе, можно совсем закопаться. Я придерживаюсь позиции, раз произошло, надо это пережить, перебороть, а жалеть себя можно долго, только в этом нет никакого смысла. По большому счёту в «Арсенале» так и не удалось вернуться на уровень до травмы. Случались хорошие матчи, но неудачных было больше. В последний сезон Тулы в РПЛ просидел в запасе. В Первой лиге играл чаще, а потом поступило приглашение от «Рубина».
— В Казани сразу обговорили, что ты идёшь вторым вратарём, а Юрий Дюпин будет первым?
— Да, им был нужен опытный голкипер, который создаст конкуренцию Дюпину, не даст тому расслабиться. Я согласился с такими условиями.
— Но играть-то хотелось?
— Конечно, но это РПЛ всё-таки, я принял правила игры. Настроился на работу и ожидание шанса. В итоге за год в Казани сыграл три матча: один в чемпионате и два в Кубке России. И все они получились неудачными.
— В чемпионате проиграли «Оренбургу» — 0:3, что там случилось?
— Равная игра, первый тайм 0:0 отыграли. А потом заброс, и игрок «Оренбурга» наносит какой-то невероятный удар головой прямо под штангу. Дай ему ещё 10 раз так пробить, вряд ли бы забил. А в концовке ещё два получили. Тот матч немного надломил меня психологически. Последнее, что хотел, — пропустить три мяча в первом же матче в РПЛ за «Рубин». Понятно, что после такого дебюта вновь заслужить доверие главного тренера маловероятно. Это спорт, тебе дали шанс, а ты не использовал его, никуда от этого не деться. Я тогда всё понял, в принципе. Осознал, что надо что-то менять. И вскоре подоспело предложение из Красноярска.
Коллеги, а не враги
— Как у тебя складываются отношения с конкурентами за место в воротах?
— За исключением одного случая, о котором не хочу говорить, со всеми общался нормально. Складывались хорошие рабочие отношения. Мы коллеги, а не враги, и кто выйдет на поле, решает тренер, а моя задача — показывать себя на тренировках по максимуму. Если выглядишь сильнее конкурента, будешь играть. Если нет — работай и жди шанса.
— Кто, на твой взгляд, сейчас лучший вратарь в России?
— Кого-то одного сложно выделить. Рад за Матвея Сафонова. Это просто исполнение мечты, играть в Европе, да ещё и в ПСЖ. Из тех, кто в России, выделю Александра Максименко в «Спартаке», Станислава Агкацева из «Краснодара». Ну и, конечно же, Игоря Акинфеева. Он — легенда, держит высокий уровень и будет играть в ЦСКА, пока сам не скажет: «Хватит».
— У тебя были кумиры среди голкиперов?
— Прямо, чтобы кумиры, не было, но очень нравилось наблюдать за игрой Икера Касильяса. Следил за многими вратарями из АПЛ. Оливер Кан в лучшие годы впечатлял. Не только игрой, но и своим поведением на поле. Его соперники реально боялись: когда на выход шёл, все разбегались. Недавно видеоролик посмотрел. Кану били пенальти 10-летние мальчишки, и те, кто забьёт, должны были призы получить. Так вот Оливер никому отличиться так и не позволил.
— Принято считать, что вратари не такие, как все. Согласен?
— Я достаточно уже повидал коллег по амплуа. И могу сказать, что некоторые вратари действительно будто с другой планеты. Что касается меня, то ребята во всех командах говорили, что я нетипичный вратарь. Даже не знаю, хорошо это или плохо.
— У тебя есть какой-то ритуал, который ты всегда делаешь перед матчем?
— Выбегаю, касаюсь перекладины, разворачиваюсь и всё, полностью в игре. Но я не сказал бы, что это прямо ритуал какой-то особенный. А так стараешься вспомнить, что ты делал перед матчем, который выиграли, и перед следующим стараешься сделать то же самое, только вот это не всегда работает.
Досье
Егор ШАМОВ,футболист, вратарь
Дата и место рождения: родился 2 июня 1994 года в Москве.
Карьера: начал заниматься футболом в школе ЦСКА. Первым клубом в профессиональной карьере стал «Биолог-Новокубанск» (Краснодарский край), также играл за «Динамо» (Брянск), «Луч-Энергию» (Владивосток), «Арсенал» (Тула), «Рубин» (Казань).Летом 2024 года заключил контракт с «Енисеем».
Результат: в РПЛ в составе «Арсенала» и «Рубина» сыграл 31 матч и пропустил 43 мяча. В составе «Енисея» Шамов провёл 12 поединков, из них восемь на ноль. Примечательно, что в домашних встречах за красноярцев Егор не пропустил ни одного мяча.