Новости

Рынок на сухую

Рынок на сухую

Заботясь о нуждах россиян, Минфин в очередной раз предпринял атаку на алкогольную промышленность. Именно так можно характеризовать действия обладателей высоких кресел, которые в марте 2011 года подготовили традиционные предложения по выборочному повышению налогов для пополнения бюджета.

Не пьём, а о демографии заботимся

В Минфине подсчитали, что российская казна сможет в 2012-2014 годах получить в общей сложности 1,9 триллиона рублей дополнительных доходов, в частности, за счёт увеличения акцизов на спирт и табак.

Темпы роста акцизов, которые в конце апреля огласили реформаторы, оказались весьма впечатляющими. Например, алкогольный акциз к 2014 году должен был вырасти в четыре раза и достичь 900,9 рубля за литр. Как считают эксперты, повышение сбора с вредных привычек должно было неминуемо привести к росту цен на алкогольные напитки. По предварительным расчётам, через три года пол-литра легальной водки стоило бы минимум 390 рублей.

Интересно, что это нисколько не обескураживало министра финансов. По мнению Кудрина, отступать России некуда. Как он заявил в апреле, «финансовые возможности бюджетной системы, в том числе налоговые возможности и страховые взносы, сегодня исчерпаны». Впрочем, ещё осенью 2010 года министр финансов обмолвился: мол, акцизы повышаются не только для обогащения бюджета, но и чтобы дать возможность потребителям этих товаров почувствовать свою важность при решении социальных задач страны. «Чтобы люди чувствовали: кто пьёт водку, кто курит - тот больше внесёт помощь государству. Выкурил пачку сигарет, значит, больше внёс средств на решение социальных задач: поддержка демографии, развитие других социальных услуг, поддержка рождаемости», - пояснил Кудрин.

В правительстве не замедлили отреагировать на предложение Минфина. Например, появилось небеспочвенное опасение, что рост акцизов на алкоголь приведёт к увеличению доли нелегальной продукции на рынке. В российской истории уже были прецеденты, когда изменения в системе регулирования производства спирта приводили к засилью контрафактной продукции. Так, введение ЕГАИС (единой государственной автоматизированной информационной системы) в алкогольной отрасли в 2005 году оказалось столь затратным, что выбило с рынка больше половины предприятий, производящих легальный алкоголь. Среди них и несколько ликеро-водочных предприятий Красноярского края. В живых осталась лишь «Шушенская марка», да с переменным успехом влачил существование «Красноярский Ярич». На сцену вышел заместитель легального алкоголя - контрафакт.

По оценкам экспертов, даже в более благоприятные для Красноярья времена объём нелегального алкоголя на местном рынке составлял 40-47 процентов. При этом ведущие производители крепких напитков отмечали, что дать объективную оценку динамике развития рынка очень сложно. Алкогольная отрасль, как правило, живёт своей жизнью.

- Любые структурные изменения внутри рынка особенно тревожны для легальных производителей, - говорил генеральный директор ОАО «Байкалфарм» Михаил Матханов. - С одной стороны, акциз ежегодно увеличивается, что неизбежно ведёт к росту стоимости продукции, а параллельно идёт рост объёмов продаж нелегально произведённых напитков. Они вытесняют с рынка в первую очередь водку экономсегмента, а порой и нижний премиум.

Уже в конце 2008 года в Красноярске отмечали всплеск попыток проникновения на рынок нелегальной и некачественной водки.

- В этот период многие заводы, столкнувшись с проблемами финансирования, начали уходить в производство контрафакта, стремясь повысить маржу, которая по нелегальной водке доходит до 400 процентов, - поясняет президент Енисейской алкогольной ассоциации Валерий Анохин. - Однако нам удалось сдержать натиск и не допустить эту продукцию на рынок.

Сегодня вопрос контрафакта стоит уже не так остро. В крае действует довольно жёсткая система контроля входящей продукции. А кроме того, на региональный рынок постепенно возвращаются предприятия, выбывшие из строя во время отладки ЕГАИС. Поистине победой краевых властей можно назвать начало работы трёх алкогольных предприятий, пребывавших до недавнего времени в состоянии банкротства: Канского ЛВЗ, ОАО «Минал» и Знаменского спиртового завода.

Возвращение в строй трёх предприятий Сибири позволит получить новые налоги в бюджет, а также вернуть интерес покупателя к своему, отечественному продукту. Но не станут ли эти достижения пустым звуком после очередных реформ на алкогольном рынке страны? Так, эксперты не уверены, будет ли толк от повышения налогов. Например, данные проверок Счётной палаты показывают, что рост цен на алкоголь привёл к снижению поступлений в бюджет. В 2007 году в казну поступило 8,2 миллиарда рублей акцизов на спирт, в 2008-м - 5,8 миллиарда, а в 2009-м - ещё меньше, 4,3 миллиарда рублей.

После широкого обсуждения нового повышения акцизов на алкоголь до 2014 года, премьер-министр Владимир Путин недвусмысленно заявил: «Мы не можем снять нагрузку с бизнеса и переложить её на плечи рядового гражданина». А к словам Путина в России, как известно, внимательно прислушиваются. Чтобы прояснить ситуацию, заместитель министра финансов Сергей Шаталов поспешил поправить своего начальника: акциз на алкоголь планируется повышать на 25-30 процентов. Председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров уже сделал расчёты от грядущего повышения розничных цен. Он считает, что увеличение алкогольного акциза до 500 рублей (сейчас 231) приведёт к подорожанию привычной пол-литра водки до 240-260 рублей (сейчас 110-120 рублей). Не 400 рублей, но всё равно не сахар. Вот и делай выводы - пить тебе или о демографии заботиться.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА