Новости

Страсти по бензину

Страсти по бензину

Только за одну неделю бензинового кризиса, с 25 апреля по 3 мая, цены на топливо в среднем по России подскочили сразу на 2,8 процента. Власть предержащие уверены, что в дальнейшем такого стремительного роста не будет - для этого предпринимаются все меры. Продавцы же говорят, что в 2011 году бензин медленно, но уверенно будет дорожать.

Дефицит минует, но повышения цен не избежать

Напомним, в конце апреля в ряде регионов России из-за трудностей с поставками топлива сложился дефицит бензина. В некоторых субъектах Федерации заметно выросли цены. К примеру, в Туве рост местами превысил 15 процентов. В Алтайском крае бензин на ряде АЗС продавался только владельцам дисконтных карт, а на некоторых заправках топлива вообще не было. Также перебои с 92-й и 95-й маркой топлива зафиксированы в Томске, Новосибирске, Иркутске, Мурманске, Санкт-Петербурге, Сахалине, Ярославле, Курске, Краснодаре. Бензиновый ажиотаж в начале мая достиг и российской столицы, а отголоски кризиса испытали на берегах Енисея. Некоторые красноярские АЗС подняли стоимость самого ходового топлива - АИ-92 на рубль, до 23,9 рубля за литр. Ряд владельцев заявили, что бензина у них осталось на несколько дней.

В ситуацию сразу же вмешалось российское правительство. Премьер-министр Владимир Путин поручил компетентным органам разобраться в причинах дефицита на рынке топлива. Федеральная антимонопольная служба уже проводит проверки в 20 регионах.

Пока чиновники только ищут виноватых, бизнесмены говорят, что знают корень всех бед. В сложившейся ситуации компании винят российское правительство. В феврале этого года премьер-министр обрушился с критикой на ценовую политику нефтяных компаний и потребовал снизить отпускную стоимость. Бизнес не стал возражать, однако параллельно нефтяные концерны увеличили объём экспорта нефтепродуктов.

- Выступление Путина напугало производителей, - говорит Роман Гольдман, владелец одной из красноярских сетей АЗС. - До недавнего времени нефтяники свои цены не меняли, однако продавать бензин на внутренний рынок стало невыгодно. За границу можно сбыть продукт по более высокой цене.

По разным оценкам, в последнее время за рубеж отгружалось от 40 до 70-80 процентов от всей произведённой в стране нефти. Сюда, к слову, входит и продукт, который изначально предполагался для внутреннего потребления.

Не дожидаясь результатов проверок ФАС, Владимир Путин поручил правительству разработать и предоставить до конца мая предложения по решению бензинового кризиса в стране. 27 апреля Минэнерго провело совещание с участием нефтяных компаний. Федеральное правительство попросило нефтяников увеличить отгрузку топлива в регионы. «Считаю, что в мае они должны закрыть потребность за счёт сокращения экспорта, - заявил по итогам совещания замминистра энергетики РФ Сергей Кудряшов. - Мы договорились, что нефтекомпании все объёмы поставят на внутренний рынок».

Средняя стоимость бензина в разных странах:

Россия - 24,32 руб.

Азербайджан - 13,67 руб.

Ливия - 8 руб.

Саудовская Аравия - 4,42 руб.

Чтобы стимулировать производителей бензина реализовывать свою продукцию внутри страны, в России введены заградительные пошлины: 44 процента на бензин и 30 процентов на сырую нефть. Эти меры сделали экспорт топлива за рубеж невыгодным. Таким образом, только в мае на российском рынке появится дополнительно около 200 тысяч тонн высокооктанового бензина.

- Мгновенно этот бензин на рынке не материализуется, его ещё надо произвести, - отмечает Роман Гольдман. - Ситуацию усугубляет и тот факт, что некоторые нефтеперерабатывающие заводы встают на плановый ремонт. С 1 мая закрыт Ачинский НПЗ.

То есть теперь топливо надо везти в регион из Ангарска или Омска. Омский НПЗ открылся после ремонта 10 мая. Однако в обоих случаях придётся возить бензин из отдалённых мест, а значит, вырастут транспортные расходы и, как следствие, увеличится себестоимость продукта.

О том, что стоимость ходовых марок бензина продолжит расти, говорят и чиновники, и бизнесмены. В конце апреля замминистра энергетики РФ Сергей Кудряшов заявил, что цены на топливо в стране могут в ближайшее время увеличиться на пять процентов. Глава НК «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов прогнозировал рост в 5-7 процентов до конца года. Некоторые эксперты говорят и о более серьёзном повышении цен на топливо, упирая на то, что продавцы бензина, включая и госкомпании, готовятся к очередному заявлению Владимира Путина о ценовом сговоре и расследовании ФАС. После очередного «прессинга» можно будет снизить стоимость литра на 50-70 копеек и отрапортовать о том, что поручения премьер-министра и ФАС выполнены - цены упали. А в итоге бензин к лету подорожает на один-полтора рубля.

Но это, скажем так, рассуждения на будущее. А в настоящем, по поручению премьер-министра, Минэнерго готовит мероприятия по преодолению бензинового кризиса. Так, уже есть реальное предложение вернуть производство бензина стандарта Евро-2, который запрещён в России с начала этого года. При этом и введение требований Евро-4 к топливу может быть отложено, причём на неопределённый срок. О возвращении на рынок низкокачественного стандарта Евро-2 просили нефтяные компании, причём государственные - «Газпром нефть» и «Роснефть». Именно они не успели модернизировать принадлежащие им нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) под новые стандарты.

- Вся нефтянка страны принадлежит нескольким вертикально интегрированным компаниям, - говорит Роман Гольдман. - И сегодня рынок нефтепродуктов - это рынок производителя, а не покупателя. Чтобы сдержать цены на бензин, необходимо модернизировать производство. В частности, у существующих заводов надо увеличить глубину переработки нефти. Сегодня в России 26 НПЗ. Пять из них построены до Второй мировой войны, шесть до 60-х годов, ещё несколько до 70-х. Получается, что более половины заводов отработали 40-70 лет. И мы сегодня оплачиваем их не очень эффективную работу. Но чтобы построить новый НПЗ, необходим не один миллиард долларов. Строительство займёт пять лет. Без помощи государства бизнес такие проекты не потянет.

Последний нефтеперерабатывающий завод, построенный в нашей стране, это как раз Ачинский НПЗ. И больше новых нет.

- То, что произошло с нефтепродуктами, - это результат неправильной экономической политики в стране, - уверен Валерий Зубов, депутат Государственной думы. - Как выходить из ситуации? Два главных момента. Снизить налоги на нефтепродукты в разы. И второе - простимулировать строительство НПЗ.

В том, что стране необходимы новые НПЗ, уверен и депутат Законодательного собрания края Михаил Васильев.

- Но тут простых решений нет, - говорит парламентарий. - Мы предлагаем построить свой большой государственный НПЗ на деньги краевого бюджета. В среднем НПЗ стоит о 1,5 до 2 млрд долларов. Эти 60 млрд руб. при 150 млрд руб. бюджета мы бы нашли (в расчёте на три-четыре года). У края хорошая репутация, банки нам бы помогли. Но тогда нужно и свою скважину нефтяную бурить, иначе кто ж нам нефть даст, чтобы мы могли реально конкурировать на этом рынке?

Эксперт подчёркивает, что сегодня в России существует нефтяная монополия. «Как бы ФАС ни пыталась искать сговор, она его не найдёт, - отмечает Михаил Васильев. - У ведущих компаний, которые пристально смотрят друг за другом, и цена вырастает как бы сама по себе. А ответственность за сговор путём взгляда даже в законе не прописана. У одного получилось 25 руб., другой тоже поднимает цену. И рознице в Красноярске не надо специально договариваться, проехал по городу, посмотрел цены и поставил себе самую высокую. Проблема в том, что отсутствует конкуренция. В одном Техасе полторы тысячи частных нефтепроизводящих компаний, которые реально являются конкурирующими. Этот фактор поддавливает в Америке цену вниз».

- Мы выступаем за то, чтобы топливо было внесено в список социальных товаров. Это в полномочиях Государственной думы, - говорит Павел Стабров, председатель Красноярского отделения ФАР. - Мы не сторонники радикальных мер, однако если стоимость литра 92-го бензина продолжит рост, то люди готовы протестовать, если надо, будем стучать канистрами.

Между тем аналитики прогнозируют, что рост цен на бензин продолжится осенью. Пока, конечно же, рано говорить о том, что литр Аи-95 в России будет стоить столько, что и в Европе (около 60 рублей), но до отметки в 40 рублей за литр качественного топлива он вполне может приблизиться.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА