Проспект культуры

Время «на краю»: Чем жили советские графики в переломные для СССР годы

Красноярский художник Владимир Белоусов собрал редкую коллекцию советской печатной графики 1980-х годов.

Время «на краю»: Чем жили советские графики в переломные для СССР годы
Владимир Белоусов / Фото: Дмитрий Шабалин

История, как известно, развивается по спирали. Один виток следует за другим. Это касается многих сфер, в том числе и изобразительного искусства. На вторую половину прошлого столетия пришёлся пик культа эстампа. У жителей нашего города сегодня есть возможность окунуться в то непростое время.

Красноярский художник Владимир Белоусов собрал редкую, даже, можно сказать, уникальную коллекцию советской печатной графики 1980-х годов. Сейчас она представлена в музее Бориса Ряузова. Называется она очень точно — «Сохранённое время».

Здесь показаны работы авторов, чьё становление происходило как раз в период технического расцвета этого направления. Для понимания: тогда в стране, то есть ещё в Советском Союзе, повсюду создавались эстампные мастерские, строились дома творчества (например, знаменитая в художественных кругах «Челюскинская дача»), открывались даже так называемые комбинаты графического искусства.Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с Михаилом Горбачёвым в далёком теперь 1985 году, имело большие последствия для всех отраслей культуры. Кто застал перестроечные времена, тот помнит, как тогда ломались стереотипы во всех направлениях жизни. Рушился на глазах скреплённый во многом искусственными и жёсткими идеологическими догмами монолитный образ советской культуры. Гласность, плюрализм мнений, разрушение идейной непримиримости, ослабление цензуры, самиздат... Что-то было смягчено, что-то политически пересмотрено. Давать оценку этому периоду в данный момент — не наша задача. Важно понять, как ситуация отразилась на культуре Страны Советов и на изобразительном искусстве в частности.

Перестройка привела и к тому, что начались идейные разногласия в некогда абсолютно единых творческих союзах. И, возможно, на первый план у многих вышла идея покаяния. Вспомните нашумевший в своё время одноимённый фильм Тенгиза Абуладзе. Получили доступ к публикациям запрещённые некогда авторы. С полок на экраны стали возвращать спорные для советских идеологов кинокартины. Реабилитировали диссидентов.

Одним словом, переосмысливался долгий советский период жизни государства, который, казалось, должен быть вечным. Шла переоценка ценностей. И в коллекции красноярского художника Владимира Белоусова присутствует один из ярких тому примеров: три графических листа московского автора Валерия Чумакова, где изображены Иосиф Сталин, Лаврентий Берия, Вавилонская башня как символ гордыни и человеческих амбиций.

Ещё одна показательная работа — триптих столичного художника Адольфа Демко «Парк Горького». Здесь, собственно, очень достоверно отражена как раз эпоха второй половины 1980-х годов. На одной части триптиха зритель видит десантников, по всему похоже, отмечающих 2 августа свой главный праздник — День ВДВ. Казалось бы, обычная ситуация: тельняшки, береты, флаги. Но читается это — как дань прошедшим Афганистан. На другой картине — байкеры, участники движения, которое именно в те годы получило особое распространение. А на третьей — откровенные неформалы, по всей видимости — металлисты, панки. Кому пришлось учиться в вузах в самом начале 1980-х, должны помнить, как разбирали студентов на комсомольских собраниях, а то и в парткомах за подбритые виски. Одним словом, работы «Парк Горького» — очень яркий срез эпохи.Художники старшего поколения вспоминают, что тогда в их среде была небывалая активность. Авторы искали себя, осваивали новые подходы к творчеству (причём это касалось в большей степени именно графики). И поиски, кстати, были без расчёта на признание — чистое искусство. Появилось предчувствие свободы, ощущалось, что грядёт время больших перемен. А вот цинизма не было.К слову — один из примеров художников, которые в тот период активно искали себя, — график Валентин Теплов. На выставке показаны его работы, на которых руку известного мастера и педагога довольно трудно узнать.

К сожалению, далеко не всех авторов, чьё творчество представлено в экспозиции, красноярские почитатели изобразительного искусства знают. Тем интереснее открывать для себя новые имена. А географический разброс очень широк: от Якутска до Санкт-Петербурга.

Владимир Белоусов сумел сохранить их работы. Сам автор утверждает, что он — не коллекционер, а это — не собрание эстампов. Скорее, сохранённое время 1980-годов.

— Эти листы помнят голоса и руки своих авторов, — говорит художник. — Людей очень разных, исполненных надежд и ожиданий наступления эпохи свободного творчества. Большие мастера, учителя дарили нам работы в знак поддержки твоего труда, а с друзьями и соратникам — обменивались. На полях писали пожелания, адреса, телефоны мастерских. Кроме работ нас связывали письма, выставки, поездки, работа в Доме творчества. При всей обыденности и постоянстве профессионального труда художники всегда понимали символическую природу обмена работами. Ведь изначальное значение слова «символ» имеет отношение к акту узнавания. Так получилось и здесь. Представленные работы мало что говорят об их авторах, но называют их имена. А собранные вместе эти эстампы переносят нас в конец 1980-х годов. Это время «на краю», время, за которым последовал обвал, изменивший всё и всех. Это и заставляет возвращаться и всматриваться в него снова и снова.

Выставка «Сохранённое время» (12+) будет работать по 20 апреля в Музее художника Бориса Ряузова по адресу: улица Ленина, 127. Справки по телефону 211-26-20.

Автор: Светлана Юрьева

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА