Экология

Что стоишь, нагнувшись: как американские клёны захватывают территорию и почему под ними не растёт трава

Какую угрозу нашим широтам может нести клён ясенелистный?

Что стоишь, нагнувшись:  как американские клёны захватывают территорию и почему под ними не растёт трава
Фото: Дмитрий Шабалин

Мало кто знает о том, что самый старый ботанический сад нашей страны — «Аптекарский огород» Московского государственного университета — объявлен территорией свободной от клёна ясенелистного. И это не единственная зелёная зона столицы, где ведётся борьба с данным растением. Например, в известном парке «Зарядье» также не допускается распространение инвазивного вида, прибывшего на наш континент из Северной Америки и постепенно захватывающего всё новые территории.

Статистика захвата

Термин «инвазивный» происходит от латинского слова invasio, что переводится как нашествие, нападение, насильственный захват. Такое научное определение используют в отношении тех видов растений, которые угрожает биологическому многообразию определённой территории.

Какую угрозу нашим широтам может нести клён ясенелистный (он же американский)? Этот вопрос недавно обсуждался на круглом столе, организованном в Институте леса имени В. Н. Сукачёва СО РАН.Но прежде стоит ознакомиться со статистикой, которую представило Красноярское управление дорог, инфраструктуры и благоустройства (УДИБ). За последние пять лет специалисты этого ведомства провели масштабную работу: проинвентаризировали 79 процентов озеленённой территории города.

— Всего было исследовано 6 516 гектаров, на которых растёт 541 тысяча деревьев, — рассказала инженер технического надзора УДИБ Наталья Рычкова. — Из них более четверти — 27 процентов — это как раз клён ясенелистный.А если же считать не по стволам, а по погонным метрам (то есть по объёму городской территории, покрытой растительностью), то получится ещё более впечатляющая картина: чуть более трети зелёных зон Красноярска — 34 процента — покрыты американским клёном. При этом нужно учесть, что в подсчёт не вошли участки школ, детских садов и больниц, которые, если просто поверить своим глазам, заполонены пришедшими с другого континента деревьями. Так что, учитывая объёмы распространения клёна, применение к нему термина «инвазивный» вполне оправдано. Это действительно нашествие.

Уникальная способность

— Клён ясенелистный обладает уникальной способностью адаптироваться к самым жёстким условиям, — отметил доктор биологических наук, заместитель директора по научной работе Института леса имени В. Н. Сукачёва Александр Пименов. — Он начинает семеношение уже в возрасте пяти — семи лет, а в случае рубки даёт много новой поросли. Поэтому данный вид быстро занимает территории, подавляя рост всех остальных растений. Мы можем наблюдать это на примере красноярского Академгородка. Там, где формируется подлесок клёна, прекращается естественное возобновление сосны, не развивается мохово-лишайниковый ярус, не растут травы.

Почему это происходит? В научной литературе описан один любопытный факт, касающийся клёна ясенелистного. Его листовой опад и корневая система выделяют химически активные вещества, которые подавляют рост и развитие других видов. Есть и другие причины, в том числе густая крона растения и его… газоустойчивость.

— Клён хорошо улавливает из воздуха вредные вещества, — подчеркнул Александр Пименов. — Но листья, впитывающие выхлопы, осенью опадают и выделяют всё накопленное в подстилку и верхний слой почвы, вызывая химическое отравление. Имеются исследования, подтверждающие, что в местах произрастания клёнов существенно снижается видовой состав и количество червей, а также насекомых.

Нужна стратегия

С выводами красноярских учёных о том, что неконтролируемое распространение инвазивного вида может привести к проблемам, согласны и федеральные эксперты.

— Среди научных специалистов существует, пожалуй, полный консенсус по поводу отношения к данному растению — это однозначно борьба с ним, — убеждён директор по развитию Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» Алексей Ретеюм. — Нет никаких сомнений, что клёны необходимо убирать из городской среды.

А ландшафтный архитектор ботанического сада МГУ «Аптекарский огород» Артём Паршин называет клёны настоящей угрозой национальной безопасности!

— С распространением этих деревьев уничтожаются экосистемы самых разных регионов, — заявил представитель старейшего сада страны на прошедшем обсуждении. — Я считаю, что нужна национальная стратегия борьбы с данным растением.

Правда стоит признать, что далеко не все биологи и экологи так категоричны в своих оценках. Всё-таки деревья, растущие в промышленном городе, выполняют очень важную роль. К тому же именно клёны способны отлично себя чувствовать и на обочинах забитых транспортом дорог, и в санитарных зонах предприятий. Поэтому вырубать их без разбора, по мнению красноярских учёных, нельзя — городу и так не хватает зелени. А вот контролировать распространение, особенно на бульварах, набережных, в парках и скверах, безусловно, необходимо. Хотя бы для того, чтобы там свободно росли наши сибирские ели, сосны, берёзы и рябины.

Больные и старые

Есть ещё один важный момент, который нельзя упускать, говоря о проблеме распространения клёна ясенелистного.

— В выработке нашей стратегии по отношению к данным деревьям необходимо учитывать их состояние, — отметила директор ботанического сада СФУ Елена Селенина. — Я предполагаю, что в ближайшее время начнётся выпад этого растения, в Красноярске они просто будут валиться. Дело в том, что в природных условиях клён может жить до 70 и даже до 100 лет. А в агрессивной городской среде только до 30–40, после чего начинает отмирать. И никто не сможет сказать, в какой момент старое дерево упадёт. Очевидно лишь то, что оно несёт угрозу жизни и здоровью людей.

На состояние клёнов, растущих в Красноярске, влияет и санитарная обрезка, которую проводят в городе. К сожалению, эта процедура не всегда выполняется грамотно. В итоге даже устойчивое ко всем воздействиям дерево получает серьёзные раны, начинает болеть, гнить, переставая на сто процентов выполнять свои функции по очистке атмосферы.

— Учитывая складывающуюся ситуацию, нам нужна программа, которая позволила бы поэтапно, стартуя с определённых мест, убирать из города старые инвазивные деревья, — считает Елена Селенина. — Начинать нужно с тех же парков и скверов. Также важно заранее предусмотреть замену растениям, которые будут сносить в черте Красноярска. Возможно, это будут тополя, или липы, или маньчжурский орех. В том же Центральном парке нужно восстановить хотя бы фрагмент соснового бора, который изначально здесь рос.

Добавим, что в Красноярске несколько лет назад уже приняли правила озеленения, согласно которым высаживать клёны в городе нельзя нигде, кроме пустырей и санитарно-защитных зон. Теперь, из-за мощного самосева этого вида, встал вопрос, как ограничить его распространение другими методами.

Автор: Марина Миронова

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА