Общество
«Суд постановил: Раскольников исправился». Интервью с учителем русского языка и литературы Альбиной Гонтаревой
Преподаватель рассказала об участии в профессиональном конкурсе, буднях педагога и любимых книгах.

Любовь к литературе привела Альбину Гонтареву в профессию. Сегодня Альбина Игоревна работает учителем русского языка и литературы в школе № 137, а также преподаёт в Красноярском государственном педагогическом университете имени В. П. Астафьева.
Альбина Гонтарева стала абсолютным победителем конкурса «Учитель года города Красноярска — 2025», сейчас участвует в краевом этапе этого профессионального состязания. Параллельно готовится к последнему звонку, итоговой аттестации и выпускному, потому что она — классный руководитель одиннадцатого класса. А ещё — любящая мама и жена.
Главное — мотивация
— Альбина Игоревна, расскажите, пожалуйста, о себе. Когда появилось желание стать педагогом?
— Я родилась в Красноярске, но моё детство прошло в Кубеково. Это недалеко от Зелёной Рощи, поэтому училась в 85-й школе. Всегда помогала слабо успевающим одноклассникам. Но не думала, что стану педагогом. Поступать решила на филологический факультет, потому что мне всегда нравилась литература. Но поскольку это был педагогический университет, так в моей жизни появилась школа. Во время студенческой практики поняла: работа с детьми мне нравится, я получаю удовольствие от успехов учеников. Общение с ребятами — плодотворная почва, которая даёт поводы для размышлений.
Эта школа — первая и единственная как моё основное место работы. Здесь я преподаю уже семь с половиной лет, в этом году у меня выпускной одиннадцатый класс. Часть ребят со мной с пятого класса, кто-то присоединился в десятом. У нас сборные выпускные классы. В школе выстроена особая система, нет профилей. Ученики выбрали предметы по выбору для углублённого изучения. Получается, что часть уроков они посещают классом, а потом расходятся по группам. В данный момент идёт экспериментальный период такого варианта обучения в старшей школе, скоро увидим его результаты.
— Вы ведёте уроки у выпускников. Насколько это сложно, ощущается особая ответственность?
— Да, я преподаю русский язык и литературу в 9-м и 11-м классах. Мне несложно, поскольку хорошо знаю свои предметы. Если ребёнок хочет, то могу подготовить его к экзамену. Вопрос в его личной мотивации. Сложно работать, когда такой заинтересованности нет.
В целом наша школа даёт детям всё, чтобы они хорошо сдали экзамены по любым предметам. И все, кто перешёл в старшую школу, мотивированы на результат.
За рамками стандартов
— Ваш учебный год и так насыщен важными событиями. Как решились на участие в профессиональном конкурсе?
— На уровне школы постановили: представлять учреждение буду я. Хотя предупреждала, что у меня выпускные классы, будет непросто. И на самом деле я не конкурсный человек, мне не нравятся такие мероприятия, потому что не умею проигрывать. Не люблю участвовать, чтобы не испытывать негативные эмоции. Но в результате весь процесс оказался интересным и весьма полезным. Ты попадаешь в нестандартную ситуацию, когда надо мобилизоваться, адаптироваться и выполнить задания на высоком уровне. И даже если идеальный сценарий готов, не факт, что всё пойдёт по плану. Необходимо проявить определённую гибкость, чтобы найти выход из любой ситуации. Кроме того, это профессиональное состязание позволяет обменяться опытом с коллегами. Пожалуй, один из самых интересных этапов — открытый урок у учеников не нашей школы. Мне досталась литература у десятиклассников. Темы выбирали в соответствии с календарно-тематическим планированием, на тот момент ученики изучали «Преступление и наказание».
Думаю, что детям мой урок понравился. Мы провели судебное заседание, на котором рассматривали ходатайство об условно-досрочном освобождении Родиона Раскольникова. Класс поделился на две команды — защита и обвинение, я была судебным председателем. Мы решали: исправился ли главный герой романа, можно ли его освободить?
— Какой вердикт?
— Суд постановил: исправился. Это необычный формат, дети получили новые знания не только по предмету — мы обсуждали статьи Уголовного кодекса. И в повседневной практике стараюсь привязать предмет к реальной жизни. Иначе дети не откликнутся на тот материал, который им даёшь. Всегда важен конкретный пример.
— На заключительных этапах чувствовали, что сильнее конкурентов и победа близка?
— Ощущали себя победителями, уже когда оказались в четвёрке финалистов. На самом деле всё получилось стремительно, неожиданно. В конкурсе участвовало огромное количество достойных педагогов — сильных, опытных.
Грусть оставляю на потом
— Что чувствует классный руководитель накануне прощания со своим классом?
— Одновременно радостно и грустно. С одной стороны, радуешься, когда видишь, что твои дети выросли, стали самостоятельными людьми. С другой, — понимаешь: скоро расставаться. Но я сдерживаю себя, оставляю грусть до последнего звонка — там поплачу. У меня замечательный класс, надеюсь, что все ребята станут достойными людьми.
— Какой вы педагог: властный, добрый, строгий?
— Демократичный, но строгий. У нас равноправие, мы ведём с детьми диалог. Они могут высказывать свои мысли, я уважаю мнение каждого. Но, помимо прав, есть и обязанности. Если правила не соблюдают, должны быть применены санкции. Это серьёзно, не отступаю от этого.
— Вы разрешаете исправлять оценки?
— Конечно, потому что работа над ошибками — самая полезная. Ребёнку нужно давать второй шанс. Он должен испытать то чувство, когда добился хорошего результата и получил от него удовольствие. Тогда в следующий раз он сразу будет выполнять задание с желанием.
— У вашего класса есть какие-то внеучебные традиции?
— Дети любят общаться с животными. Мы были в конном клубе «Каприоль», катались на лошадях, кормили их. Выезжали в приют для собак «Ковчег надежды», привезли им корм, который помогли собрать ученики школы. Надеюсь, что до конца года успеем ещё куда-нибудь съездить. Возможно, на этот раз к котикам.
— Замечаете: современные школьники читают книги — не по программе, а для удовольствия?
— Они читают, но не бумажную литературу. Печатные книги выбирают единицы. В основном предпочитают электронный текст, чаще всего современные жанры — графические романы, мангу (японские комиксы. — Ред.). В принципе, читают много, но не художественные произведения.
— А что вы любите читать?
— Мой профессиональный интерес — современная русская литература. Изучаю неосентиментализм. Я готовлю кандидатскую диссертацию. С этого учебного года преподаю у студентов педагогического университета — веду несколько лингвистических курсов на кафедре теории и методики начального образования.
— Хватает ли времени на отдых, как справляетесь с профессиональным выгоранием?
— Выгорать некогда. Я много работаю, а дома ждут дети, супруг, коты, собаки… В свободное время вместе гуляем, выезжаем на природу. А в отпуске на море мне очень нравится погружение под воду — дайвинг.