Стадион

«Наши волейболисты без дела точно не сидят»: руководитель городской федерации Илья Кудряшов о проблемах и планах

Разговор с Дмитрием Пановым о Кубке памяти Грошева, чемпионате Красноярска и многом другом.

«Наши волейболисты без дела точно не сидят»: руководитель городской федерации Илья Кудряшов о проблемах и планах
Илья Кудряшов.

Дмитрий Шабалин

Волейбольный сезон в Красноярске подходит к концу, и самое время подвести его итоги. Что больше всего запомнилось спортсменам? Что получилось сделать, а что — нет? Какие планы на будущее? Эти и многие другие вопросы «Городские новости» обсудили с председателем президиума красноярской федерации волейбола Ильёй Кудряшовым.

ДОСЬЕ

Илья КУДРЯШОВ

Дата рождения: 18 августа 1977 года (Зарафшан, Узбекская ССР).

Деятельность: председатель президиума МОО «Федерация по волейболу города Красноярска», организатор и арбитр соревнований.

Квалификация: спортивный судья всероссийской категории (2021).

Семья: женат, трое детей.

Реклама не нужна

— Начнём с Кубка Грошева, который завершился недавно. Он стал 25-м по счёту. Как всё прошло в целом?

— Если говорить цифрами, то в нашем турнире только на финальном этапе приняли участие 296 команд и 2078 человек из 23 населенных пунктов Красноярского края и Хакасии. Но это только финальный этап — с учётом отборочных игр количество спортсменов превысило 4000 человек. И с каждым годом растёт число желающих сыграть.

На первом турнире в 2000 году люди просто собрались узким кругом и провели мини-соревнование памяти Алексея Яковлевича. Тогда никто предположить не мог, что через 25 лет будет так много участников.

— Места всем хватило?

— Увы, нет. Мы в некоторых группах даже ограничили приём заявок. Причина банальна — не хватает спортзалов. В пляжном волейболе есть только одна круглогодичная площадка в «Комсомолле», которую нам нужно арендовать. Даже в спорткомплексе «Солнечный», где можно одновременно проводить четыре матча, все желающие поместились с трудом.

Но при этом нам удалось организовать новую категорию. Мы уже давно проводим классный турнир для смешанных команд, где должны играть минимум две девушки. Это очень дружелюбный формат, который набирает большую популярность. В некоторых командах даже семьи образуются!

И ещё мы сделали отдельную категорию для начинающих любителей. В Красноярске есть несколько частных школ, куда приходят новички — как дети, так и взрослые, которые раньше никогда не играли. Понятно, что у них нет техники и высокого прыжка, но желания — хоть отбавляй. Руководители этих школ вышли на нас и предложили выделить таких волейболистов в отдельную категорию. Мы назвали её «Коалиция». Получилось что-то вроде битвы любительских школ. Формат зашёл на ура! Надеюсь, мы его сохраним в следующем году.

— За счёт чего растёт количество участников Грошевского турнира? О нём многие узнают в конце марта, когда видят рекламу за неделю до начала. И при этом, если смотреть по статистике, ежегодно прибавляются по 100 человек.

— Кубок Грошева — это бренд Красноярска. О нём все знают. В профильных волейбольных сообществах всплывают фотографии и видеонарезки. Постоянно в течение года мелькают сувениры, которые получают все участники — были и шейкеры, и полотенца, а в этом году бейсболки. Причём не обязательно в марте и апреле — участники делятся эмоциями весь год. Нас постоянно спрашивают: «Когда следующий турнир? Есть ли положение? Какие даты? Мы хотим решить вопрос с работой, взять отпуск, отложить все дела — лишь бы сыграть». Тут даже наружная реклама не нужна — ребята всё делают и без неё. (Улыбается).

В целом в Красноярске сильно развивается волейбол. У нас в городе есть две бюджетные детские школы — «Енисей» и «Юность». Их воспитанники остаются в спорте, даже если не попадают в команду мастеров. Плюс последние три года активно пропагандируется волейбол на снегу — в городе уже прошли чемпионат и Кубок России, которые собрали большое количество зрителей. Все эти факторы приводят к тому, что люди активно идут в залы.

Фото: телеграм-канал городской федерации волейбола
Фото: телеграм-канал городской федерации волейбола

Волейбол хорош тем, что в него могут играть абсолютно все желающие. Не хочешь в классику — есть пляжный. Или на снегу. Или миниволейбол, где играют огромным мячом и почти не прыгают. Вариантов просто тьма!

— Ураган, который накрыл Красноярск в дни проведения турнира, как-то повлиял на организацию?

— К счастью, нет. Мы играли в залах, и нас стихия не затронула. Но погода всё равно внесла свои коррективы. Пришлось отказаться от волейбола на снегу, потому что все площадки в городе уже растаяли. Мы успели провести чемпионат Красноярска в конце марта, и то играли на очень мягком снегу.

— Как планируете развивать турнир? Есть ли какая-то стратегия на ближайшие три-пять лет?

— Возможно, со следующего года турнир памяти Грошева станет краевым. Его организацией будут совместно заниматься Красспорт и региональное министерство. Как по мне, то это хороший шаг вперёд — значит, приедут ещё больше участников.

Но вообще чего-то глобального мы не строим. Главное — помнить Алексея Яковлевича Грошева и популяризировать волейбол. У нас нет цели — собрать миллион человек из всех стран мира. Это ни к чему. А вот сделать праздник волейбола, где люди могут поиграть, пообщаться и получить удовольствие от спорта — такое только приветствуется.

Много залов не бывает

— Подходит к концу чемпионат Красноярска по волейболу. В первой группе и у мужчин, и у женщин играют по восемь команд. Раньше, помнится, было по 10-12. Почему это количество сократилось?

— Такое предложение пришло от самих команд. Мы собирали их представителей перед началом сезона и спрашивали, какой формат будет удобнее. Чемпионат города в любом случае пройдёт, потому что людям нужно присваивать разряды. Но мы хотели сделать так, чтобы было комфортно всем. И команды решили, что 10-12 участников — это много.

— Почему?

— В первую очередь из-за разрыва в уровне. Когда в группе играют 12 команд, разница между лидерами и аутсайдерами становится огромной. Теряется интрига, у людей пропадает интерес. Кому это надо? А в восьмёрке все команды практически равны, и сложно заранее сказать, кто будет чемпионом, а кто займёт последнее место. Поэтому мы решили урезать первую группу.

Но это не значит, что команд в целом стало меньше. Наоборот, их количество растёт. У нас в разных группах играют 48 мужских и женских команд. Надеюсь, что в следующем сезоне будет больше 50! Плюс есть много других турниров, которые с успехом проводятся, но не являются официальными и календарными. Наши волейболисты без дела точно не сидят.

— Вы отметили нехватку спортзалов. Получается, проблема инфраструктуры стоит остро?

— Для официальных игр их хватает. Недавно закончились антиковидные ограничения и появилась возможность использовать спортзалы общеобразовательных школ. Появился новый спортзал на острове Отдыха, которую построил колледж олимпийского резерва. Для официальных соревнований база, в принципе, создана. Но не хватает общедоступных залов, где команды могли бы тренироваться. Этот вопрос, конечно, хотелось бы решить. Да и потом, много залов никогда не бывает — всегда хочется больше. (Улыбается).

— Нет ли планов создать на базе муниципалитета команду мастеров и заявить её на всероссийский уровень? Помнится, женская «Юность» до 2018 года играла в Высшей лиге Б.

— Об этом точно никто не думает. В Красноярске есть команды Суперлиги, и они же работают с молодёжью. К тому же на команду чемпионата России нужны немалые деньги. Как по мне, нам достаточно того, что есть «Енисей». Зачем нужен кто-то ещё?

— А как же обкатка резерва в профессиональных лигах?

— Наша федерация проводит чемпионат города не для того, чтобы дать резерв «Енисею». Задача — обеспечить людей постоянной физической нагрузкой. Они должны соревноваться среди равных, получать эмоции и проявлять свои лучшие качества. Сюда же отнесу разряды, награды и подарки за призовые места. Команда мастеров — это всё-таки краевой уровень. У города более приземлённые задачи.

Где и как обкатывать резерв — это вопросы к руководству «Енисея». Мы же не ограничиваем участников чемпионата города по подготовке. Молодежь из «Енисея» и «Юности» участвует в нашем чемпионате и получает здесь определенный опыт.

Дети были в восторге

— Вы уже отмечали зимний волейбол. Я общался с главным судьёй чемпионата России Романом Пристовакиным, и он восхищался организацией турниров в Красноярске. При этом еще пару лет назад о зимнем волейболе знали немногие. За счёт чего получился такой скачок?

— Всё дело в интересе всероссийской федерации и грамотном взаимодействии с краевыми властями. Собрались, обсудили формат, сделали — людям понравилось. Шоу, которое было на площади Мира, получилось шикарным. Это всё приводит к тому, что горожане начинают интересоваться волейболом на снегу.

Но я бы не сказал, что направление у нас развивается всего три года. Уже пять лет администрация Центрального района проводит свой Кубок по волейболу на снегу. Там ажиотажа даже больше, чем у чемпионата города! И призы хорошие, и площадки классные, и питание налажено — в общем, всё на достойном уровне.

— Городская федерация как-то была причастна к проведению чемпионата России?

— Мы предложили организаторам свою посильную помощь. Понятно, что нет больших ресурсов, но желание как-то посодействовать никуда не делось. В итоге у нас взяли нескольких судей, которые работали на матчах. Плюс мы давали рекламу по своим каналам.

Но самое приятное, что нам разрешили провести городской детский турнир на площади Мира. Ради нас стадион разобрали не сразу же, а на следующий день. Когда завершился чемпионат России, мы на площадку выпустили команды 14-16 лет и провели небольшой турнирчик. Вы бы видели, как у детей горели глаза! Буквально накануне ребёнок стоял на трибуне и видел чемпионов России, а теперь сам играет на этой же площадке. А нам ещё помогали приезжие судьи чемпионата России. Восторгов было не счесть!

— Организация на уровне, тут вопросов нет. А вот уровень наших команд страдает. Пока красноярцы играют в волейбол на снегу как статисты. Что с этим делать?

— Просто готовиться и набираться опыта. На высоком уровне наши практически не играют, поэтому им сложно конкурировать с фаворитами. Многие приходят из пляжного волейбола, где своя специфика. Не забывайте, что на чемпионате России играли кубинцы из первой десятки мирового рейтинга, но на снегу они мало что показали.

В идеале, конечно бы, стоило открыть отделение пляжного и снежного волейбола в какой-нибудь спортивной школе. Эту тему, кстати, мы поднимали в кулуарах. Но всё упирается в инфраструктуру. Постоянно действующих площадок практически нет. К тому же красноярцев, играющих в волейбол на снегу, сложно назвать профессионалами. Люди весь день работают где-то в офисах, а потом едут на соревнования и играют в своё удовольствие. Но я надеюсь, что рано или поздно у нас появится своя школа.

— Вопрос с площадками реально решить?

— Вполне, и возможности есть — этот вопрос обсуждается. Тут, кстати, стоит отдать должное Сибирскому федеральному университету, где мы проводили чемпионат города по волейболу на снегу. Коллеги создали нам все условия на лыжном стадионе «Радуга». Мы им очень благодарны!

Нужен песок

— Пляжный волейбол в Красноярске развит ещё меньше, чем зимний. А ведь это олимпийский вид спорта. Есть ли какие-то мысли, как исправлять ситуацию?

— Опять же, главная проблема — инфраструктура. Тратиться на аренду в «Комсомолле» накладно — наш бюджет её не потянет. Есть шесть площадок на острове Отдыха, и за них хочется сказать отдельное спасибо Красноярскому колледжу олимпийского резерва. Давно работает корт в СК «Солнечный». Но они не круглогодичные, и зимой там не поиграешь. Ещё одна проблема — отсутствие песка.

— То есть?

— Рядом с Красноярском мы не нашли нужного песка! В пляжном волейболе большие требования к его качеству. В наших краях такого песка нет. Приходится заказывать издалека, а это тоже недёшево.

Но есть надежда на решение проблемы. Знаю, что на «Радуге» планируется создание небольшого волейбольного кластера, где будут площадки для пляжки и снежки. Если у организаторов всё получится, то вся волейбольная общественность города будет им благодарна!

Плюс очень хочется верить, что к 400-летию Красноярска на острове Отдыха будет построен центр пляжных видов спорта. Такая идея сейчас обсуждается в кулуарах, и какие-то конкретные подробности я не стану озвучивать. Но могу сказать: если всё получится, то город получит большой центр, где под одной крышей будут играть на песке и волейболисты, и футболисты, и регбисты.

— Такими темпами, возможно, и чемпионат России получится провести.

— Было бы здорово. Я тоже общался с Романом Пристовакиным, и он сказал, что для всероссийских соревнований нужно иметь хотя бы пять площадок хорошего качества в одном месте. Причём за ними нужен постоянный уход, чтобы песок не загрязнялся. А это всё упирается в деньги. Поэтому мы надеемся на большие проекты, которые нам помогут.

— На городском уровне есть развитие, если говорить о соревнованиях?

— Да, пляжка в Красноярске популярна. Мы в этом сезоне провели пять этапов чемпионата города. Заявились 140 человек — это неплохо по местным меркам. Стабильно играют по 20-30 команд. Плюс было детское первенство Красноярска по двум возрастам. Планируем запустить пляжный волейбол на некоторых студенческих спартакиадах. Сейчас это популярно.

— Пляжники и зимники не конкурируют между собой?

— А там примерно одни и те же люди играют. Просто летом они на песок выходят, а зимой — на снег. Есть, конечно, принципиальные ребята, которые выбирают только одно покрытие. Допустим, снежникам не нравится, что песок забивается во все места, а пляжники не любят, когда им снег за шиворот падает. (Смеётся). Но таких немного.

Вообще снежники и пляжники — как горнолыжники и сноубордисты. Они могут спорить и отстаивать своё направление. Но если убрать формальности, то суть одна и та же. Горнолыжники и сноубордисты скатываются с горы на скорость, а снежники и пляжники бьют мяч через сетку. Все делают одно дело — держат мяч в игре!

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА