Стадион
«Сегодня ты тренер, завтра — таксист, важно оставаться человеком»: главный тренер ЖФК «Енисей» Артём Баранов о старте сезона, женском коллективе и справедливости
Артём Васильевич в структуре клуба работал с 2018 года.

В межсезонье женский «Енисей» понёс потери. Уехал в «Рубин» главный тренер Евгений Портнов, забрав с собой нескольких футболисток. Да и вообще состав команды кардинально обновился и омолодился. На смену опытным игрокам пришли вчерашние юниорки. Сделав ставку в том числе на местную молодёжь, искать тренера на стороне в клубе не стали, доверив эту роль ассистенту Портнова Артёму Баранову. Артём Васильевич в структуре клуба работал с 2018 года. Был помощником у многих специалистов в мужской и женских командах, а теперь впервые в карьере стал главным тренером.
Вопросы психологии
— Позади шесть матчей в чемпионате, как оценишь этот период сезона? Освоился в роли главного тренера?
— Пока ещё осваиваюсь, три с половиной месяца в этой должности — время небольшое. Много нюансов. Кроме организации тренировочного процесса, надо, к примеру, продумать логистику на ближайший выездной матч в Перми, контроль питания, состояние травмированных игроков. Появилось много для меня нюансов. Если оценивать результат, то где-то недобрали очков, где-то по делу уступали соперникам. После первого круга можно будет подвести промежуточные итоги по поводу нашей подготовки к сезону и игры в чемпионате, а также понять, что надо сделать, чтобы улучшить свои результаты.
— Наверное, одним из самых обидных стало поражение от «Рубина»- пропустили решающий мяч в самой концовке матча. Лично для тебя этот поединок был особо принципиальным? Ведь в Казань в межсезонье, кроме бывшего главного тренера «Енисея» Евгения Портнова, перебралась целая группа игроков.
— Думаю, он был таковым не только для меня, но и для всей команды. Но самым обидным поражением не назову, проигрыш «Рязани-ВДВ» стал более болезненным.
— Почему?
— Играли дома, плюс соперник примерно нашего уровня. Рассчитывал, что наберём первые очки в чемпионате, но не получилось. Уступали в единоборствах, практически ничего не создали у ворот соперника, пропустили два гола. Такие игра и результат стали неприятной неожиданностью.
— Судя по всему, выводы были сделаны правильные, раз уже в следующем туре выиграли у «Ростова». С какими эмоциями её встретил? Всё-таки первая победа в роли главного тренера.
— Эмоции немного притупились на фоне приёма антибиотиков. Заболел на выезде, температура за 38. Радость ощутил уже через пару дней, когда полегчало. Достаточно позитивным получился разбор теории по этой игре. Побеждать всегда приятно, и девочки сами увидели, что сыграли хорошо, и как результат — не только победа, но и попадание наших игроков в различные топы по итогам тура.
— Как девушки в «Енисее» реагируют на поражения?
— По-разному. Есть и переживания, и слёзы, но главное, на мой взгляд, проводить самоанализ и понимать, почему так произошло. Лично я не приемлю, когда после проигрышей в раздевалке можно услышать смех или увидеть улыбки. У мужчин я такого не наблюдал.
— Может быть, это говорит о том, что они отпустили неудачную игру и уже думают о следующем поединке, ведь из-за сильных переживаний можно совсем уйти в себя.
— Возможен и такой вариант. Я человек новый не только в роли главного тренера, но и вообще с девушками не так долго работаю. Женская психология штука тонкая, порой с женой могут возникнуть недопонимания в простых вроде бы вещах, а здесь больше двадцати девочек. Какие-то моменты я вижу со своей мужской точки зрения, а на самом деле всё обстоит не так. В этом тоже нужно разбираться по ходу времени. В целом работа с девушками и парнями похожа. Игра-то одна, но, конечно же, есть нюансы. В первую очередь, в общении. Вот в Ростове я что-то сказал в шуточной форме, полкоманды посмеялась, а другая половина ещё ходила с опущенными головами какое-то время. Пришлось делать ещё одно собрание и объяснять буквально. Девушки вообще чрезвычайно исполнительны: если мужчина может подумать, почему нам дают на тренировках то или иное, то девчонки выполняют от и до. Сказал, к примеру, восемь ускорений на 100 процентов сделать, они делают без каких-либо поблажек для себя, не на 85, а именно на 100.
Всё по справедливости
— В «Енисее» много местных игроков. За последние пять лет я работал практически на всех матчах молодёжной команды. И больше всего мне запомнилась Аня Шелохвостова, очень выделялась и по мышлению, и по действиям на поле. Но она пока не получает серьёзного шанса в главной команде. Как ты оцениваешь её перспективы?
— Аня привлекалась в главную команду ещё в прошлом году, но тогда в играх участия не принимала. Сейчас она один раз вышла на замену, но в целом я на неё рассчитываю, вижу хороший потенциал. Шелохвостова — левша, быстрая и техничная. Если продолжит прогрессировать, будет играть.
— А вообще тебя устраивает, как себя проявляют игроки, вышедшие из молодёжки?
— Вопросы всегда есть не только к местным игрокам. У меня нет никаких личных привязанностей и предпочтений. Футболистки, которых мы брали в аренду из топ-клубов, в моменте выглядят чуть посильнее, но это не значит, что мы априори визируем для них место в старте. Если хорошо проявляешь себя на тренировках, готова слушать и слышать пожелания тренерского штаба, а затем воплощать их на поле, обязательно получишь свой шанс. У нас с начала сезона выходили 20 игроков, и это не были тактические замены в концовке поединков. Вот та же Кристина Исупова дебютировала в этом сезоне и во всех матчах выходила в старте, потому что использовала свой шанс, её игрой я доволен.
— В межсезонье «Енисей» покинуло большое количество ключевых исполнительниц, команда серьёзно омолодилась. Какие были поставлены задачи на чемпионат?
— Минимум — место в десятке, всё, что ниже, как я понимаю, неудовлетворительно с возможными последствиями.
— Ну, пока ничего страшного не происходит, вы на 12-м месте, но до шестого всего три очка.
— Пока — да, но впереди тяжёлый тройник — домашние поединки с московским «Динамо» и «Зенитом» и выезд к «Локомотиву». Хотелось бы набрать какие-то очки, чтобы не отпускать конкурентов по таблице.
— С «Динамо» не сможет сыграть из-за дисквалификации Ольга Тир. Большая потеря?
— Мы одна команда. И если кто-то выпадает, другой игрок должен быть готовым его заменить. При этом никому место не гарантировано, сыграет футболистка лучше Тир, потом уже Ольге придётся доказывать своё право на место в старте. С составом определяюсь за два дня до матча и когда называю фамилии игроков, сразу вижу кислые лица тех, кто не начнёт с первых минут. Это вечная ситуация в футболе, я думаю. Но стараюсь делать так, чтобы всё было прозрачно и честно. Понятно, что девочки могут обижаться, подходят с вопросами, но у меня есть доводы и аргументы, с которыми сложно поспорить. Для всех хорошим не будешь в любом случае. Но если игроки видят, что у тренера нет любимчиков, что всё по справедливости, они правильно на это реагируют. «Будете молчать, уволю»
— Когда тебе поступило предложение стать главным тренером женского «Енисея»?
— Шли переговоры с Портновым по поводу продления контракта, а у меня было несколько вариантов: остаться здесь его помощником в женской команде и предложение из «Сибири» от Виктора Тренёва, с которым мы работали в «Енисее». Когда стало понятно, что Евгений Константинович уходит, меня пригласил на разговор спортивный директор Михаил Александрович Комков. Он предложил новую должность. Взвесил все за и против, переговорил с Виктором Владимировичем, он меня понял, посоветовался со старшими товарищами, чьё мнение для меня важно, и решил, что хочу воспользоваться шансом и поработать самостоятельно. Понимал, что будет сложно, но это хороший опыт, уже его получил во всех аспектах и буду получать дальше. В принципе не разделяю, с женщинами работаю или с мужчинами, я в футболе — это уже отлично.
— Как складываются отношения и распределяются обязанности с ассистентом Евгением Алексеевым и тренером по вратарям Станиславом Антиповым?
— Когда я работал в штабе Александра Тарханова, он на первом собрании сказал следующее: «Коллеги, будете молчать — уволю». Я это хорошо запомнил. И у нас всегда живая дискуссия касательно тренировок, стартового состава, подготовки к определённому сопернику. Бывают и споры достаточно жаркие, но позитивные. Последнее слово за мной, однако оно рождается в результате всесторонних обсуждений. Евгения Викторовича я знаю с 2004 года, а Станислав Олегович быстро влился в наш коллектив, и я доволен взаимоотношениями в штабе.
От «Металлурга» до «Енисея»
— Ты попал в «Металлург» совсем молодым, но карьера по большому счёту не сложилась. Не так много поиграл здесь и в других командах. Почему?
— Трудно сказать, наверное, причина банальна: не смог конкурировать с футболистами, с которыми претендовал на одну позицию. После большого футбола был ещё мини-футбол в студенческой сборной СФУ. В целом считаю, что он многое мне дал в том числе и в понимании определённых аспектов и упражнений на ограниченном пространстве, которые я стал активно внедрять, тренерской работе.
— Когда решил, что хочешь тренировать?
— Я пришёл 27 ноября 2013 года к Вячеславу Олеговичу Храмченко и устроился на работу в школу «Енисея». Как сейчас помню этот день. Был совсем молодой — 26 лет. Мне доверили команду мальчиков 2001 года рождения. У меня колено было только после операции, и я быстро восстановился, в том числе благодаря занятиям с ребятами. Первые пару лет совмещал работу тренером с игрой в мини-футбол. Но мои пацаны росли, и в 2015 году пришло время участвовать в региональных турнирах, отбираться на всероссийские соревнования. Это совсем иной груз ответственности. Пожалуй, именно тогда окунулся в тренерство с головой. В целом доволен своей работой в детском футболе. Не хвастовства ради, а только ради констатации факта — наши результаты на финалах России до сих пор рекордные для школы «Енисея». Трое из моей первой команды играют в профессиональном футболе: Глеб Захаров в ивановском «Текстильщике», Данила Польшиков был в системе «Енисея», а сейчас перешёл в ялтинский «Рубин», и Саша Надольский, который выступает за «Енисей». Думаю, это показатель для детского тренера, не только занятые места на юношеском уровне, но и то, сколько воспитанников заиграли во взрослом футболе.
— С 2018 года ты в системе клуба. Работал в штабах большого количества тренеров команды. Кто из них больше всего повлиял на твоё становление?
— От каждого почерпнул большое количество информации: и в психологии, и в организации процесса, и в прочих вещах. Много общались с Егором Титовым, который был ассистентом Дмитрия Аленичева. И вот он обратил моё внимание на такой нюанс. Играют, к примеру, на тренировках футболисты 4х4 в синих и зелёных манишках, через три минуты заходит другая восьмёрка. И вот раньше, как было у меня в том числе, поменялись манишками и продолжаем. А Егор Ильич обратил моё внимание, что они всегда должны быть чистыми и свежими для тех, кто выходит на поле. Вроде бы мелочь, но она важна, и дальше по карьере я стараюсь, чтобы так всегда и было.
Юрий Фарзунович Газзаев перед матчами не говорил банальностей в стиле «Идите и порвите всех». Любил пофилософствовать, некоторые его установки запали в душу, взял на вооружение какие-то моменты. Запомнилась работа с Александром Михайловичем Алфёровым. А тот же Тренёв — невероятный профессионал, его жизнь от и до подчинена футболу. Много вели с ним бесед о тактике, он подсказывал определённые нюансы, которые были точными и в дальнейшем мне пригодились. Александр Валентинович Алексеев, можно сказать, мой футбольный отец. Он и тренировал меня в молодёжке, и замолвил слово, когда решался вопрос о моем переходе из школы в систему клуба. Посчастливилось поработать его помощником в молодёжке в сезоне, когда «Енисей» играл в Премьер-лиге, мы тогда заняли десятое, и в манеж на нас ходило прилично народу. С Тархановым поработал не так долго, но он успел впечатлить, в том числе работой на подготовительных сборах, где все упражнения проводились с мячом. И по-людски Александр Фёдорович отличный мужик, много интересных историй поведал.
— Про Тренёва говорили, что он 24 часа в сутки думает о футболе. Он мне сам рассказывал, что ему может ночью прийти в голову какая-то мысль по поводу тактики, и уснуть невозможно, нужно оперативно ей поделиться с коллегами. Тебе он звонил по ночам?
— Такого не было, но, чтобы понять вовлечённость Виктора Владимировича, приведу пример. Порой он даже домой не ехал, а оставался ночевать в манеже, чтобы не терять время и концентрацию и не отвлекаться от процессов.
— Как ты смотришь на своё будущее? Связываешь его с женским футболом или хотелось бы в дальнейшем поработать главным тренером мужской команды?
— Никогда далеко не заглядываю. Сейчас работаю главным тренером женского «Енисея» и отдаюсь этому делу полностью. Не забываю, что я красноярец, и это накладывает дополнительную ответственность. Для меня самое важное — оставаться человеком. Сегодня ты тренер, завтра работаешь в такси, но поступать всегда и везде нужно по-людски. Хотелось бы выполнить задачу руководства, а дальше уже садиться за стол переговоров и обсуждать. Не говорю что-то вроде «дайте мне время, и я всё выстрою», есть контракт на год, есть задача, значит, работаем здесь и сейчас.
Досье
__Артём БАРАНОВ__Футболист, тренер
Дата и место рождения: родился 30 июня 1987 года в Красноярске.Карьера игрока: игровую карьеру начал в красноярском «Металлурге» в 2005 году, также выступал за «Кузбасс-Динамо» (Кемерово) и «Зарю» (Ленинск-Кузнецкий). В составе сборной СФУ выигрывал студенческий чемпионат Европы по мини-футболу.
Карьера тренера: тренировать начал в 2013 году, когда устроился на работу в школу «Енисея». Показал отличные результаты с командой 2001 года рождения и в 2018 году перешёл в структуру ФК «Енисей».
Работал ассистентом Александра Алексеева в молодёжке, когда она выступала в чемпионате дублирующих составов Премьер-лиги. В главной команде входил в тренерские штабы Юрия Газзаева, Александра Алфёрова, Александра Тарханова и Виктора Тренёва. Работал в штабе Александра Кишиневского в «Енисее-2». В женской команде ассистировал Ольге Капустиной и Евгению Портнову.
В январе 2025 года стал главным тренером ЖФК «Енисей».