Проспект культуры

«Я никогда не была уверена в своем таланте»: интервью с актрисой и педагогом Мариной Орёл

Она приехала в Красноярск в рамках проекта «Поколение М», чтобы провести отбор талантливых молодых актёров.

«Я никогда не была уверена в своем таланте»: интервью с актрисой и педагогом Мариной Орёл
Марина Орёл в редакции Gornovosti / Фото: Дмитрий Шабалин

В апреле известная актриса и педагог Марина Орёл провела в Красноярске первый тур вступительных прослушиваний абитуриентов в ГИТИС. Журналист Gornovosti Дмитрий Попугин поговорил с ней о перспективных ребятах, современном поколении театралов, музыкальном фильме «Похитители книг», а также о новейших технологиях, которые могут заменить артистов в кинолентах.

— Вы в рамках проекта «Поколение М» от МТС участвовали в очном прослушивании талантливых ребят для поступления в ГИТИС. Были ли подростки, которые действительно покорили ваше сердце?

— В Красноярске и Красноярском крае очень много ярких ребят! Они не раздумывая бросаются в предлагаемые обстоятельства — любую игру и упражнения. Это здорово, так как мы достаточно много ездим по регионам, и в некоторых местах сложно вытащить ребят на сцену и предложить им проявить себя. Увидела я в красноярских ребятах и такие прекрасные качества, как взаимопомощь и отзывчивость. Они волнуются друг за друга, сопереживают. В прослушиваниях участвовала прекрасная пара — влюблённые были похожи на Ромео и Джульетту. Когда у девушки что-то не получалось, то парень ей во всём помогал и подсказывал.

— В чём прелесть и важность проекта «Поколение М»?

— «Поколение М» предоставляет современной молодежи уникальный шанс проявить себя, начать свое творческое развитие, учит цифровым инструментам для этого саморазвития. С такими инициативами это гораздо проще, чем раньше. Я знаю, о чем говорю. Я сама из Красноярска, здесь училась в хореографическом училище. Два года жила в интернате, стала актрисой благодаря своей кропотливой работе и стечению обстоятельств. Сейчас у меня есть любимая профессия, и я счастлива. Поэтому считаю, что у всех детей в мире должны быть равные шансы для того, чтобы заниматься любимым делом. У многих детей есть мечта, и различные жизненные обстоятельства не должны становиться препятствием на пути к их стремлениям. Мы в ГИТИСе заинтересованы в талантливых студентах, но прекрасно понимаем, что не каждая семья может позволить купить ребенку билет в Москву и обратно на экзамены. Некоторые семьи берут кредиты, тратят последние деньги. Но первый тур является своеобразным «ситом» для поступающих, только считаные единицы проходят на следующий этап, конкурс в вуз — 300–400 человек на место. И эти деньги, потраченные на поездку и проживание на первый тур, для многих семей становятся выброшенными на ветер.

Я восхищаюсь людьми, которые в компании МТС придумали проект «Поколение М», так как он даёт подросткам по всей стране равные шансы. По анкетам видно, что благодаря проекту в прослушиваниях в ГИТИС участвуют жители малонаселенных районов, школьники из глухих деревень. На моём курсе учится парень родом из небольшого городка-порта Невельска в Сахалинской области. Его мама по радио услышала объявление о прослушивании, а в это время он лежал в больнице. Парень жил мечтой попасть на конкурс, и благодаря онлайн-формату смог поучаствовать в прослушивании. Он прошёл все этапы конкурса и сейчас учится в ГИТИСе на бюджете. Это действительно кинематографическая история! Проект «Поколение М» творит историю. Благодаря ему появляются новые лица, характеры и индивидуальности. Эти ребята являются будущим нашей киноиндустрии и театра.

— Вы сами всегда были уверены в своём таланте? Были моменты слабости?

— Если честно, то я никогда не была уверена, что талантлива. И это проявление нормального человека. Если постоянно уверен в своей одаренности, то это ненормально. Если наблюдать за кулисами за многими великими актерами, перед выходом на сцену они волнуются каждый раз, как в первый раз.

— Когда вы впервые почувствовали, что хотите стать актрисой?

— После хореографического училища я попала в московский театр-кабаре «Летучая мышь». Состояла в балетной труппе, наблюдала работу актеров на сцене. И мне захотелось на сцене не только танцевать, но и говорить. Это и стало отправной точкой. Я решила поступить в ГИТИС. Меня не взяли, сижу и плачу, а мимо проходят студенты и спрашивают: «Что ты такая расстроенная?» Рассказали, что на режиссёрском факультете тоже можно выучиться на актёра. Интернета тогда не было, и я об этом просто-напросто не знала. Я поступила к Марку Захарову. Это произошло без связей и блата. С поступлением связан забавный случай. Марк Анатольевич и комиссия задают мне вопрос с подвохом: «Кто является художественным руководителем Московского театра?» А я не знала в тот момент ответ на этот вопрос. Им с 1973 года являлся сам Марк Захаров. Вся комиссия думала, что я играю, так как весь мир знает этот факт. Конечно же, все, кроме девушки из деревни! Комиссия поняла, что я не шучу, и Марк Анатольевич сказал: «Теперь мы просто обязаны её взять, чтобы она обо всём узнала!»

— На чем основана ваша избирательность ролей?

— Если зовут друзья, то всегда соглашаюсь. Мне нравится работать в хорошей компании. Раньше, когда актерство было моей основной профессией, я внимательно читала сценарии, интересовалась. Сейчас полностью доверяю своим близким, кто приглашает в проект. В данный момент мне больше нравится педагогика. Я посвящаю всё своё время студентам.

— А вы когда-нибудь пересматривали фильмы, в которых сыграли?

— Очень редко. Иногда случайно, например, в гостинице по телевизору могу стать свидетельницей какого-нибудь сериала, где играла в молодости, чтобы заработать.

— Сейчас особенно популярны байопики, которые связаны с историями групп и артистов. Задолго до популярности таких фильмов в 2004 году вы сыграли девушку Риту в кинофильме «Похитители книг», где важную роль играет музыка группы «Мумий Тролль», а затем в 2009 году приняли участие в художественном фильме, посвященном коллективу «Ласковый май». Как вы думаете, с чем сейчас связана популярность фильмов о биографиях различных музыкальных групп?

— Любовь к таким фильмам непосредственно связана с ностальгией по времени, ведь музыка невольно отсылает нас в поток воспоминаний. Кстати, с фильмом «Похитители книг» связана интересная история, которая произошла со мной на четвёртом курсе. На перерыве во дворике ГИТИСа сижу перекусываю пирожком, и ко мне подходит мужчина со словами: «Я — режиссёр. В фильме сняться хочешь?» Я что-то резко ответила: «Много тут вас таких режиссёров ходит!» Оказалось, что это действительно режиссёр Леонид Рыбников, который присматривал актёров в свой фильм.

— Во время съёмок в фильме «Похитители книг» вы не задумывались, что этот фильм станет культовым у поклонников группы «Мумий Тролль»?

— Даже мыслей таких не было. Я поняла, что он культовый, лет через десять после того, как я снялась в этом фильме. Секрет ленты — в замечательных композициях Ильи Лагутенко и отличной картинке, что является заслугой оператора Эдуарда Мошковича.

— А какую роль в вашей жизни играет музыка?

— Я к ней отлично отношусь, но не люблю дополнительные звуки в своей жизни. Мне интересно, когда шумит посудомойка или вытяжка. Меня вдохновляют звуки окружающего мира.

— Мы поговорили о фильме «Похитители книг», а расскажите о ваших любимых книгах. Например, какого героя хотели бы воплотить в фильме?

— Обожаю автобиографический роман французского писателя Ромена Гари «Обещание на рассвете». Отличная книга с великолепными харизматичными героями. А вообще я не люблю перечитывать книги и пересматривать кино. Для всего нужно своё время, свой момент.

— В чем отличия у современного поколения актёров от артистов прошлого?

— Молодежь серьёзно относится к работе и поставленным задачам. Например, для молодых актеров не профессионально прийти на съёмочную площадку подшофе. Я ещё помню времена, когда это было простительно для некоторых медийных товарищей, сейчас такого нет. Также молодые актёры уважительно относятся ко всем участникам съёмочной группы, техническому персоналу. Эта тенденция меня очень радует!

— Сейчас всё чаще говорят о том, что творческие профессии заменит искусственный интеллект. Есть в этом опасность?

— Театр, конечно, эволюционирует, но в каком-то виде сохранится как «живое искусство» в любом случае, а вот с кинопроизводством история будет более драматична. Мы видим, что инновации развиваются галопирующими темпами, и предположу, что искусственный интеллект и технология дипфейков сильно повлияют на развитие индустрии. Мне кажется, что появятся фильмы «А» класса, в которых будут играть живые актёры, а также ленты «Б» класса, где будут задействованы искусственные герои. Не анимация в чистом виде, но и не живые люди. Это сильно удешевит процесс продакшена, с цифровыми актерами ведь не будет никаких проблем. Они сыграют без капризов что угодно, где угодно и как угодно, их даже не нужно кормить и заказывать дорогие вагончики. Но это все дело техники, а главный вопрос — в смыслах. Искусство театра и кино влияет на человека не из-за качества картинки, а из-за смыслов, заложенных в произведение. А вот их искусственный интеллект формировать не умеет.

— Что бы вы посоветовали молодым актерам, которые только начинают свой путь?

— Сейчас конкуренция невероятная! Только в Москве полторы тысяч актёров выпускаются каждый год. Где взять столько ролей?! В условиях такой бешеной конкуренции одного таланта мало, должна быть грандиозная работоспособность и универсальность.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА