Новости

В Красноярском крае готовится закон о контроле за социальными стройками

В Красноярском крае готовится закон о контроле за социальными стройками

Красноярский край вновь вступил в период больших социальных строек. За относительно небольшой отрезок времени мы получили и получим современные кардиологический и перинатальный центры, ледовый дворец, модернизированный онкологический диспансер. Из федерального и краевого бюджетов на это направлены миллиардные суммы, и этому факту можно от души порадоваться. Всё хорошо, если бы не одно «но». Уже после выделения средств выясняется, что нужно поменять проектное решение или найти дополнительные деньги на не предусмотренные сметой нужды…

Глаз да глаз

Чтобы впредь не допустить таких ситуаций, депутатом Законодательного собрания Алексеем Клешко был предложен законопроект о публичном обсуждении и общественном контроле за суперстройками. Документ обяжет всех причастных к возведению социального объекта стоимостью более 800 миллионов рублей сначала обосновать все суммы по чётким критериям, а потом каждые три месяца представлять подробный отчёт с ответами по сформулированным в законе пунктам.

  • Мы предлагаем до принятия решения о выделении инвестиций готовить подробное бюджетное обоснование, в котором должно быть прописано, какие услуги будут оказываться новым учреждением, в каком объёме, почему эти услуги нельзя оказывать на базе ныне действующих объектов, - говорит Алексей Михайлович. - Объясню на примере ледового дворца. Сегодня у общественности появляется вопрос - почему объект рассчитан на три тысячи мест, а не на пять? Почему он для хоккея с шайбой, а не с мячом? Сейчас ответы звучат как оправдания, а если бы на старте были представлены подробные бюджетные обоснования, то мы с самого начала договорились бы и с профессиональным сообществом, и с теми людьми, которые принимают решение, - что и зачем мы строим. Также в бюджетном обосновании должно быть указано, какие инфраструктурные изменения потребуются для выполнения этим объектом всех своих задач в полном объёме.

Депутат утверждает: с вводом того же ледового дворца потребуются изменения в транспортной инфраструктуре, как минимум, для того, чтобы дети могли приезжать на тренировку на автобусе. Необходима и большая парковка для зрителей, которые приедут посмотреть матчи. Затем обязательно возникнет вопрос кадрового обеспечения - чтобы комплекс после открытия не простаивал пустующим, а сразу начал работать. Впрочем, край уже имеет положительный опыт поиска специалистов необходимого уровня для новых социальных объектов. В рамках подготовки к открытию кардиологического центра для медицинского персонала была организована профессиональная подготовка и переподготовка, дающая навыки работы на современном оборудовании. А часть специалистов пришлось пригласить из других регионов: краевым законом были специально выделены средства для приобретения им жилья.

  • Всё это нужно видеть на старте, - продолжает Алексей Клешко,- поэтому в бюджетном обосновании мы предлагаем прописать требования к предполагаемым инфраструктурным, архитектурным и кадровым решениям. Понятно, что это будет первичная заявка. Далее после подготовки проектно-сметной документации и до размещения заказа на строительство должна быть проведена общественная публичная презентация. Чтобы жители знали, что и как строится, видели, учтены ли в проекте те самые первоначальные предложения, которые прописаны в бюджетном обосновании. А если они изменены, то почему?

Новый законопроект позволит сделать прозрачными все этапы строительства социальных объектов, а также определить ответственных за возведение новых бюджетных учреждений.

В законопроекте прописаны и нормы государственного контроля. Так, предлагается за каждым строящимся объектом назначать ответственного чиновника из правительства края. В проекте также зафиксировано, что орган, отвечающий за ведение строительства, должен регулярно отчитываться о соблюдении графика работ, докладывать обо всех форс-мажорных обстоятельствах, задержках и отклонениях от стандартов качества. Причём этот отчёт должен будет включать в себя фото- и видеоматериалы, фиксирующие каждый этап строительства. А чтобы обеспечить ещё и общественный контроль за бюджетным строительством, законопроектом обяжут всех ответственных лиц представлять эту же информацию на краевом информационном портале.

Перефразируя старую римскую пословицу, заметим, что «жена Цезаря» тоже хочет быть «вне подозрений». Несколько недель назад, когда стало известно о дополнительном выделении средств на ледовый дворец, Межрегиональное межотраслевое объединение работодателей «Союз строителей Красноярского края» выступило с инициативой, которая была заявлена как «Новые стандарты прозрачности». Крупнейшие застройщики региона предложили всем желающим узнавать в режиме онлайн всю информацию, касающуюся строительства крупных социальных объектов. Председатель Союза Разим Абасов тогда заявил:

  • Чтобы информационное поле вокруг таких строек представляло собой объективную информацию из первоисточников, строители готовы совместно с журналистами сформировать новый стандарт отношений, формат открытости и доступности, в соответствии с которым население будет знать, как идёт строительство объектов на бюджетные деньги.

На сайте организации www.sskk.ru появился специальный раздел, куда застройщики выкладывают информацию, касающуюся конкретных объектов. Публикуются фотографии и статьи с описанием выполненных этапов строительства, перечислением трудностей, которые приходится решать в рабочем порядке.

  • Возникновение слухов и сплетен вокруг строительства крупных объектов всегда происходило по причине недостатка информации, - отмечает депутат Красноярского городского Совета Елена Пензина. - Когда застройщики «стесняются» показать реальные документы или экспертные исследования, то возникают домыслы про грибок в стенах и тому подобное. Все недомолвки действуют во вред репутации компании-застройщика. Но пока инициативу о прозрачности, исходящую от строителей, я рассматриваю как «протокол о намерениях». Насколько постоянной будет эта работа, сказать сложно.

Согласен с этим и Алексей Клешко.

  • Инициативу строителей можно только приветствовать,- считает депутат. - Но это не более чем их желание. Дай бог, чтобы и завтра компании хотели оставаться прозрачными. А если нет? Всё же необходимо законодательное закрепление государственного и общественного контроля. Тогда заинтересованная общественность не будет зависеть от воли подрядчика или желания руководителя, появится предельно чёткое требование закона, который необходимо соблюдать. И в этом случае можно будет вести объективный контроль за строительством, которое ведётся на бюджетные средства.

В заключение добавим, что в случае принятия данного законопроекта без изменений Правительству края сразу придётся изрядно потрудиться. Согласно пункту второму статьи седьмой нового закона чиновников обяжут разместить на краевом портале о каждом крупном социальном объекте, который выполнен менее чем на 90 процентов, довольно обширную информацию. Это и персоналии из правительства края, лично отвечающие за реализацию проектов, и общее описание строящегося объекта, включая место расположения, площадь, этажность, а также изображение макета здания, и информация об общем объёме бюджетных инвестиций в объект с разбивкой по годам. Выставляется на сайте и график работ по строительству объекта и планируемый срок его ввода в эксплуатацию, наименования государственного заказчика и подрядчика, осуществляющего работы по строительству объекта, сведения о торгах, заключенных контрактах и их исполнении, в том числе адрес в сети Интернет, на котором размещается документация о торгах. И это далеко ещё не все, что должна знать общественность о новой социальной стройке. Впрочем, речь идёт о больших бюджетных инвестициях, а потому прозрачность должна быть максимальной.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА