Новости

Вопрос не законности, а справедливости

Вопрос не законности, а справедливости

Каждый город управляет собой самостоятельно. Это не наши мечты, а существующая нынче реальность. Как бы ни оглядывались мы на федерацию, наш конкретный населённый пункт управляется не из далёкой столицы, а местными органами власти. Даже в Европейской хартии записано, что органы местного самоуправления должны регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ими, действуя в рамках закона и в интересах местного населения.

Что может горсовет?

В редакцию газеты «Городские новости» пришло довольно необычное письмо. Маргарита Функ пишет: «В № 10 от 27 января 2011 года в статье «Жилищно-коммунальная арифметика» написано, что решением горсовета от 22.12.2009 года к тарифам на холодную воду и канализование введена инвестиционная надбавка, и немалая. Почему нищие пенсионеры должны инвестировать ЖКХ, а олигархи, обворовавшие страну и народ, инвестируют строительство стадионов в Англии и зарубежные банки? Почему нас никто не спрашивает: хотим мы кого-то инвестировать или нет? Имеет ли право горсовет принимать такие решения? При таком положении вещей тарифы будут расти бесконечно».

Повышение тарифов всегда неприятно для населения. Но не стоит считать, что только пенсионеры инвестируют ЖКХ, свою лепту вкладывают и так называемые олигархи (если таковыми можно назвать богатых людей Красноярья, которых, по данным статистики, в 2010 году крае было всего шестеро) - они живут в краевом центре, а значит, платят налоги и вносят деньги за холодную воду и канализование.

Не станем рассуждать относительно вложений красноярцев в строительство стадионов в Англии, давайте спустимся на нашу местную почву и разберёмся, какие решения имеет право принимать городской Совет Красноярска и законно ли установленное нашим местным парламентом повышение тарифов на холодную воду.

Как вы сами понимаете, перечень вопросов местного значения достаточно широк - наша жизнь требует, чтобы на местном уровне принимались различные решения. Как правило, революционных изменений в списке полномочий горсовета не происходит. Иногда этому органу добавляются новые полномочия, а нередко их урезают. Что остаётся постоянным, так это вопросы исключительной компетенции горсовета. Так, наш городской парламент вправе принимать устав города и вносить в него изменения; утверждать бюджет краевого центра и отчёт о его исполнении; устанавливать, изменять и отменять местные налоги и сборы (в соответствии с налоговым законодательством); принимать планы и программы развития города; определять порядок распоряжения имуществом, которое находится в собственности Красноярска; устанавливать порядок принятия решений о создании и реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также устанавливать тарифы на услуги этих предприятий и учреждений; определять порядок организации деятельности контрольно-счётной палаты, а также участия города в организациям межмуниципального сотрудничества; определять порядок материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контролировать исполнение органами, должностными лицами мэрии полномочий по решению вопросов городского значения; принимать решение об удалении главы города в отставку (в порядке, установленном федеральным законом).

Как говорят юристы, эти полномочия городских депутатов стабильны, они практически не меняются. Но федеральные законы нередко к компетенции представительного органа относит и иные вопросы. Например, регулирование тарифов организаций коммунального комплекса и утверждение инвестиционных программ. И у горсовета возникают дополнительные полномочия.

- 30 декабря 2004 года был принят Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (210-ФЗ), которым установлены полномочия городского Совета в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальных организациях, - поясняет заместитель начальника экспертно-правового отдела аппарата Красноярского городского Совета Екатерина Соловьева. - Там говорится, что горсовет, во-первых, должен утвердить программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (эта программа сейчас в стадии разработки), а во-вторых, утвердить инвестиционные программы учреждений коммунального комплекса, которые работают на территории города. А также установить источники финансирования реализации этих программ. Надбавка тарифа на холодную воду и канализование как раз и утверждалась в рамках полномочий горсовета, установленных Федеральным законом № 210.

Город должен жить и развиваться. Это понимают все красноярцы. Ещё в 2007 году горсоветом была утверждена инвестиционная программа ООО «Краском» по развитию объектов, которые используются для водоснабжения населения Красноярска. Документ этот рассчитан до 2012 года. При принятии программы горсовет установил и способы финансирования мероприятий - это плата за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, а также надбавка к тарифам на холодную воду и водоотведение для потребителей. По оценкам юриста, основной упор при финансировании инвестпрограммы делается именно на плату застройщиков за подключение к сетям при возведении каких-либо объектов, а тарифы выросли не только для населения, но и для существующих предприятий и учреждений (водой пользуются все).

- По существующим правилам после утверждения инвестпрограммы и способов её финансирования горсоветом администрация города устанавливает конкретные тарифы на этот ресурс, - говорит Екатерина Соловьева. - Но прежде оценивается доступность для населения тарифа с надбавкой.

В Красноярске существует специальная методика расчёта доступности. Администрацией города установлена система критериев, утверждённая в 2007 году. В соответствии с этими правилами и рассматриваются предлагаемые тарифы, просчитывается, будут они доступны для населения или нет. Критериев достаточно много, основные из них ориентируются на рост доходов населения и квартплаты.

- По инвестпрограмме Краскома было принято решение, что она доступна для потребителя, - говорит Екатерина Владимировна.

Депутаты городского Совета - это представители жителей Красноярска, то есть они, принимая решение, голосуют от имени всех горожан. Если же решение этого органа показалось вам неверным или ущемляющим ваши права, можно обжаловать его в суде. Предпринимателям - в арбитражном, обычному гражданину - в суде общей юрисдикции. Суд проверит полномочия органа и законность принятия решения. Это один из основных способов защиты своих прав. Кстати, как говорят юристы аппарата городского Совета, подобная практика в краевом центре существует. Несколько лет назад и общественные организации и предприниматели буквально забрасывали местный парламент исками.

- Когда горсовет утверждал тарифы на жилищно-коммунальные услуги для всех категорий граждан, у нас было очень много судебных споров, - рассказывает заместитель начальника экспертно-правового отдела аппарата Красноярского горсовета. - Но никогда судом наши решения не были признаны недействительными или не соответствующими федеральному закону.

Сейчас федеральные законодатели забрали у местных парламентариев полномочия регулировать тарифы. Размер коммунальных платежей (за свет, воду, тепло) устанавливаются региональными властями. Депутаты принимают только размеры платы для выполнения работ по комплексу жилищных услуг и то только для тех жителей, которые не приватизировали свою квартиру и занимают по договору социального найма муниципальное жильё. Квартировладельцы же, согласно Жилищному кодексу, самостоятельно распоряжаются собственными расходами на жилуслугу. На общем собрании решают, какие работы необходимо проводить в доме и устанавливают величину платы, которую будут вносить.

И всё же остаётся вопрос: нарушаются ли права гражданина, жителя Красноярска, решением горсовета, которое представительный орган принимает, не поинтересовавшись мнением горожанина? В аппарате уполномоченного по правам человека по Красноярскому краю считают, что никакого нарушения нет. Горсовет действует в соответствии с той компетенцией, которую установил для него федеральный закон.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА