Новости

Дорасти до пиджака

Дорасти до пиджака

Термин «предприниматель» берёт своё начало от слова «предприимчивый». Его синонимы - бравый, деятельный, смелый. То есть в самом названии этого вида деятельности заложен успех. А если так, то нужна ли поддержка людям, которые выбрали для себя предпринимательскую стезю? Об этом шла речь на круглом столе, который прошёл в редакции «Городских новостей» в рамках красноярской недели предпринимательства.

Татьяна Зеленская:

- Существующая в городе Программа поддержки малого и среднего бизнеса состоит из четырёх ключевых элементов. Первый - публикация и информирование. Второй - организационный, это проводимые совместные площадки переговоров. Третий - создание инфраструктуры. И четвертый элемент напрямую связан с финансовой поддержкой. В 2010 году мы выпускали сборники, работает сайт, делаем телевизионные программы, анализируем состояние предпринимательского сообщества. Сегодня на территории города находятся 52 тысячи субъектов малого и среднего бизнеса. Финансовая помощь оказана 167 предпринимателям - на 32 миллиона рублей. Если учесть потребности каждого предпринимателя, то необходимы миллиарды. Но наш регион выгодно отличается от соседних: средств в МСБ вкладывается в два-три раза больше, не говоря уже о выстраиваемой инфраструктуре. Работает гарантийный фонд, объём которого 45 миллионов. На сегодняшний день выдали две гарантии на получение кредита, одна из них на сумму 350 тысяч рублей. Создан центр креативных индустрий. Отдельная работа ведётся по интеллектуальной собственности. Развивается сектор инноваций. Если предприниматель получил патент на изобретение, он не может заложить его в банк, наша задача - оказать ему поддержку. Мы наблюдаем сдвиг приоритетов. Раньше 60 процентов малых и средних предприятий были заняты в торговле. Сегодня эта составляющая упала до 45 процентов. И куда ушли оставшиеся 15? В переработку, в развитие производства стройматериалов, в машиностроение. Ведётся работа и с крупными предприятиями, имеющими промышленные площади, по созданию центра кластерного развития.

Роман Гольдман:

- Я предприниматель, и я не понимаю, что такое центр кластерного развития?

Татьяна Зеленская:

- Кластерная система подразумевает, что экономика развивается не только по отраслевому принципу. В данном случае идёт сближение предприятий вокруг продукта, и именно вокруг него формируется сервисное окружение. Пример - РУСАЛ или Норникель, где формируется целая группа предприятий: НИИ, банки, подрядчики, и все они работают вокруг основного продукта. У нас в городе мы обозначили 19 кластеров: пищевой, строительный, биотехнологический, биомедицинский и т. д. На базе медуниверситета будем развивать бизнес-инкубатор, внедрять в жизнь его разработки. Сегодня, чтобы сделать продукт, необходима кооперация. Большим предприятиям выгодно использовать возможности малого и среднего бизнеса.

Владимир Венедиктов:

- Как поддерживать предпринимателей в городе, если на федеральном уровне принимаются законы, отдающие преференции госмонополиям? И всё, что мы можем сегодня сделать своими силами, это попытаться объединить малый бизнес, который объединяться не хочет. С 1 января произошёл рост тарифов, и все это снесли молча, в том числе и бизнес. Его представители так внятно и не выступили против.

На уровне муниципальной власти мы стараемся поддержать предпринимателей. Вот недавно городской Совет рассмотрел вопрос уменьшения ставки арендных платежей для частных детских садов, размещающихся на муниципальных площадях. Эта услуга в городе сегодня востребованна, поэтому мы искали возможность дать преференции представителям такого бизнеса и нашли. Сейчас в рамках программы «Дети Красноярска» надо рассматривать вопрос субсидий для подобных предприятий. Но я уверен, необходима системная поддержка на всех уровнях власти. И пока идёт такая тарифная политика, ни о каком развитии малого бизнеса и речи быть не может. А то предприниматель ложится спать с одной ценой, а просыпается с другой. Никто не знает, что будет завтра.

Валерий Маланин:

- Я согласен с тем, что подход к решению проблемы должен быть системным. В Красноярске уже отработана модель взаимодействия власти и бизнеса. Активно используются общественные институты. Но востребовано ли это? Знают ли об этом предприниматели? И хотят ли об этой помощи власти знать? Довольно часто - нет. Причина - выработанная годами неуверенность в завтрашнем дне, желание больше и скорее получить и меньше отдать. Возможно, многие представители бизнеса и хотели бы работать по белым схемам, да уже не могут. У каждого есть скелеты в шкафу, и необходимо сделать всё, чтобы преодолеть эту проблему.

И всё же есть все предпосылки для того, чтобы улучшить в Красноярске климат для ведения бизнеса. Многие надеются, что, учитывая предстоящие выборы, власти примут поправки к законам, и жить станет лучше. Но слишком надеяться на это не стоит, надо отстаивать свои интересы сообща.

Александр Лыткин:

- Хочется прокомментировать озвученные направления поддержки бизнеса со стороны власти - имущественные, финансовые, консультационные, о которых рассказала Татьяна Васильевна. Это те направления, по которым власть и бизнес должны работать сообща. Что мы имеем сегодня по имущественной поддержке? Муниципальная власть за два года увеличила арендную плату за муниципальные площади в два с половиной раза. Финансовая поддержка? Это хорошее подспорье лишь для предпринимателей, умеющих лоббировать свои интересы, представлять проекты в лучшем свете. Консультационные услуги? Да, они оказываются в Красноярске, нужны предпринимателям, это направление, по которому департамент экономики сработал на отлично. Любой бизнесмен может узнать, как ему получить финансовую поддержку, но административные барьеры как были, так и остаются. Предпринимательский климат в стране ухудшается. Причины - рост цен на бензин, керосин, подъём тарифов на коммунальные услуги и увеличение налогов. В результате численность малого и среднего бизнеса сократилась сегодня на семь процентов. В первом квартале текущего года 38 процентов предприятий малого и среднего бизнеса сработали с убытками. Да, средняя заработная плата в секторе поднялась с 13 до тринадцати с половиной тысяч рублей, но в свете инфляционных процессов мы наблюдаем только убытки. Многое зависит от федерации.

Я не согласен с утверждением о том, что предпринимательское общество встало и ничего не делает. Совместно с администрациями города и края мы работаем. Сделали расчёты, как не утяжелять налоговое бремя, и представили их властям: ведь решение этого вопроса сегодня является для всех первоочередной задачей! В Казахстане страховые взносы 13 процентов, у нас 34. В Минфине говорят, что 400 предприятий сегодня ушли работать с территории России на казахскую.

Дмитрий Расенко:

- Есть известная фраза: если ты бежишь что есть мочи, то остаёшься на месте. Чтобы добраться куда-то, надо бежать ещё в два раза быстрее. Ситуация постоянно меняется. Предприниматель сегодня, достигнув какого-то уровня, не может позволить себе остановиться. Ему необходимо постоянно повышать свою эффективность. Мы занимаемся инновационной деятельностью, альтернативной энергетикой. Сначала планировали реализовать проект за несколько месяцев, но завязли на год и до сих пор продолжаем копаться. Сдерживают финансы: инновационные проекты должны быть подкреплены серьёзными вложениями, которых нет. Пока предприниматель не запатентует изобретение, он может рассчитывать только на себя. Есть проблема и в бизнес-инкубаторе. Предпринимателей собирают и помогают на старт-апе. Но нельзя их приучать к тепличным условиям, потому что в этом случае они не смогут дальше самостоятельно существовать. Вот и получается, что человеку помогают, а он через три года говорит, что у него не получается что-то, и уходит в другую сферу. В итоге пропадает время и инвестиции. Может быть, стоит требовать большей ответственности с тех, кому оказывается помощь? А то молодёжь жаждет комфортных условий, не хватает им жёсткости. Показатель эффективности почти не отслеживается в бизнес-инкубаторе. Считаю, что в какой-то момент из разряда получающих помощь его участники должны переходить в ранг дающих.

Сергей Новиков:

- А я думаю, что надо больше внимания уделять внедрению инноваций. В той же торговле выигрывает тот, кто купил технологию. Современный супермаркет - это выстроенный технологический процесс. Если его нет, значит, игрок не выживет на рынке.

Александр Лыткин:

- Подготовка и обслуживание одного инновационного места стоит более 200 тысяч долларов. Способны ли мы сегодня создать такую инновационную базу, на основе которой можно заниматься фундаментальными прикладными вещами, способными в будущем служить людям?

Роман Гольдман:

- Сегодня мало ненормальных людей, которые хотят быть предпринимателями. Я знаю, что есть фонды, организации, центры, но я не вижу, зачем они нужны. Кластер интересная идея, но сегодня малый и средний бизнес не может добиться от промышленного гиганта заказа. А ведь предприниматель от слова «предпринимать», он должен сам активно искать пути развития. Задача власти - способствовать этому. Вот торговые сети не хотели покупать российскую картошку, потому что зарубежная дешевле, но когда Минсельхоз сказал, что за покупку картофеля у местного производителя даст 10-процентную субсидию, этот продукт появился на прилавках. Продавать картофель стало выгодно, а выгода - это ключевое понятие. Поддержка должна быть в том, чтобы сводить интересы крупного и среднего бизнеса и помогать взаимовыгодному сотрудничеству.

Татьяна Зеленская:

- Я могу ответить, что у нас готов проект создания центра кластерного развития. Огромная работа проведена с корпорациями. Есть подробные списки и малых и средних предприятий, где указано, кто и что производит, и мы подаём эти сведения в огромные корпорации. И уже есть примеры их успешного сотрудничества.

Роман Гольдман:

- А зачем тогда кластеры? Просто скажите предпринимателям, сколько надо посадить картошки, чтобы её успешно продать, и они сделают! Без всяких кластеров.

Татьяна Зеленская:

- Я вижу, Роман, что вы очень конкретно мыслите, как и должен предприниматель. Но задача власти - мыслить стратегически. Анализировать социально-экономическую ситуацию в городе, искать формы эффективного использования производственного, научного потенциала, природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов в целях обеспечения нормального функционирования всех систем жизнедеятельности краевого центра, а также его развития. Смотреть в будущее, готовить фундамент, а не просто латать возникающие дыры.

Владимир Венедиктов:

- Я знаю кучу таджиков, которым никакая помощь не нужна. Они выращивают картошку и без всякой поддержки со стороны власти, договариваются с магазинами и продают им. Может быть, не надо предпринимателей водить за ручку? Вон пускай любой зарубежный бизнесмен попробует выйти на корпорацию типа «БМВ», «Мерседес». Да никогда у него это не получится! Но нужно ли нам идти по чисто западному пути? Пусть экспертная комиссия отбирает все проекты, рассматривает заявки на разработку от корпораций, а потом отбирает трёх наиболее подходящих кандидатов из МСБ и рекомендует их промышленным монстрам.

Роман Гольдман:

- Зачем? Будет работать целый штат, потратится куча ресурсов на то, чтобы проект попал на стол в корпорацию, а они вдруг скажут, что их планы поменялись и им нужен кто-то другой. Весь труд насмарку! Обучайте людей, консультируйте, но не надо всех тащить куда-то. Они сами найдут себе дорогу. Малый предприниматель уже через месяц сойдёт с ума от работы с корпорацией. У них другая бухгалтерия, другие налоги. Также и с сетями. Предприниматель много нового узнаёт на практике и уходит, не справившись с испытаниями. Пусть он сам дорастёт до сотрудничества с крупными предприятиями. Не надо брать обезьяну и одевать её в пиджак.

Валерий Маланин:

- Я бы не сказал, что подобный труд насмарку. Год назад начали говорить о картофеле, а до этого о нём никто не вспоминал. Мы с департаментом экономики разработали продовольственную программу, и бизнесмены реализовали всю картошку. Прецедент был создан. Сегодня время, когда просто надо работать всем, а не критиковать законы, хорошие они или плохие. Начинающих предпринимателей очень мало. Больная тема - отсутствие сопровождения в районах края. В краевом центре есть консультационные центры, в районах - нет. Надо думать, как лучше всего передавать опыт молодым, и чтобы информация была доступна для всех. Вот это и будет лучшей поддержкой малому и среднему бизнесу.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА