Новости

Научить жить заново

Научить жить заново

Ходить, говорить, читать - к несчастью, некоторым людям приходится учиться этому заново. Такое заболевание, как инсульт, бесследно не проходит. Специалисты сосудистого центра городской клинической больницы № 20 делают всё возможное, чтобы их пациенты вернулись к привычной жизни.

Веру в себя пациентам возвращают психологи и логопеды

Один из важных этапов в процессе реабилитации - занятия с логопедом. Таких специалистов в центре всего два. Яна и Светлана приступают к своей работе, как только пациент минует острый период, приходит в сознание и начинает реагировать на окружающих.

Работа детского логопеда и логопеда в сосудистом центре отличается принципиально. Занятия с ребёнком направлены на развитие речи, а вот человеку, находящемуся в послеинсультном состоянии, требуется курс именно восстановления.

В принципе, нередко речь восстанавливается и без специальных занятий, но процесс этот идёт более длительный и тяжёлый. Логопед выбирает необходимую нагрузку, вовремя отслеживает результат и корректирует программу.

Интенсивность и содержание занятий зависит от состояния пациента - степень тяжести у каждого разная. Есть случаи, когда у пациентов нарушается понимание, чуть легче при дизартрии, когда нарушена функция звукопроизношения. Человек понимает обращённую к нему речь, может читать, писать, но сам говорит с трудом.

- Реабилитация подразумевает ежедневные, систематические занятия, готовность пациента работать, - рассказывает Яна. - У меня была пожилая пациентка, поступившая с повторным инсультом. Причём было нарушено и производство собственной речи, и понимание. На все вопросы, обращённые к ней, женщина отвечала лишь бессвязными звуками. Мы провели восемнадцать ежедневных занятий, каждое предполагало несколько подходов. Упражнения, комплекс назначенных медицинских препаратов помогли ей начать понимать вопросы, научиться осмысленно говорить простые слова - это в такой ситуации большое достижение.

Задача логопедов при реабилитации пациента, у которого инсульт вызвал тяжёлые последствия, вернуть человеку возможность ориентироваться в элементарных бытовых ситуациях. Иногда для того, чтобы больной осмысленно произнёс фразу «дай ложку» и понял обращённое к нему «дай руку», приходится заниматься неделями.

Процесс восстановления зависит и от того, насколько активную умственную деятельность вёл человек в течение жизни. Если мозг привык трудиться, то и в критической ситуации он мобилизует все имеющиеся ресурсы.

Но бороться за то, чтобы вернуться к привычной жизни, готовы далеко не все пациенты. Тяжёлая болезнь подрывает силы даже самых мужественных людей. Поэтому к физическому недугу добавляется апатия, замкнутость, депрессия, которые лишают человека веры в то, что можно изменить ситуацию. Очень важно, чтобы на помощь вовремя пришли квалифицированные специалисты. От внутреннего настроя человека результат лечения зависит напрямую.

Такие специалисты, как клинические психологи, в больнице № 20 работают недавно, всего третий год. Сейчас даже представить трудно, а как же раньше было без них? Ольга Бобовская и Александра Анохина учат, вдохновляют, иногда и заставляют пациентов не погружаться в отчаяние, а преодолевать себя.

В первую очередь эти специалисты проводят диагностику высших психических функций человека, который поступил в отделение. Это внимание, память, мышление. Необходимо чётко определить, что конкретно нарушено и в какой степени. Тесты позволяют диагностировать состояние больного с высокой степенью точности.

Кажется, простые картинки - цифры, геометрические фигуры, изображения предметов, пациенту нужно понять логику рисунков, дать свои характеристики. По ответам опытный специалист определяет, какие участки головного мозга больше всего пострадали и какие функции вследствие этого нарушены. Трудности работы клинических психологов заключаются в том, что многие больные после перенесённого приступа физически не способны говорить. Специалисты используют разные методики, чтобы установить контакт.

-Психолог, не имеющий соответствующую квалификацию, к такой работе приступить не может, - говорит Владимир Фокин, главный врач городской клинической больницы №20. - Необходимо знать и анатомию, и нейрофизиологию, и психотерапию. Между тем востребованность клинических психологов очень высока. Мы это ощутили на практике. Врачи стационаров слишком загружены, чтобы уделять время долгим беседам о жизни с пациентами. При этом психотерапия - важнейшая часть всего процесса реабилитации не только для тех, кто перенёс инсульт.

- Конечно, очень легко работать с пациентом, который сам горит желанием сделать всё, чтобы скорее восстановиться, - говорит Александра Анохина. - Но если человек и прежде был склонен к длительным переживаниям, а ещё на это накладывается тяжёлое поражение, пациенту трудно адаптироваться даже в больнице. Он находится в фрустрации, не понимает, что с ним произошло, почему нет рядом родственников, привычной обстановки. Первым дело человека нужно успокоить, объяснить, что он сможет выздороветь, если будет выполнять рекомендации врачей. Очень важно мотивировать на успех, поэтому вместе с пациентом, иногда подолгу, ищем в его жизни то, что ему дорого и ради чего стоит бороться.

Чтобы помочь больному, психолог узнаёт, что происходило с человеком до болезни, дело в том, что постоянный стресс - одна из главных причин инсульта. Люди даже перед специалистом раскрываются не сразу, клубок проблем распутывается постепенно. Судьба у всех пациентов своя, но многих, перенёсших инсульт, объединяет одно: долгие годы они были придавлены колоссальным чувством долга, причём в основном в тех ситуациях, где такое геройство объективно не требовалось. Чтобы не допустить повторных приступов, людям приходится менять собственные установки, а иной раз и мировоззрение полностью.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА