Новости

Я и мой автомобиль

Я и мой автомобиль

Человеческое сообщество — саморегулирующася система, а культура есть неотъемлемый элемент этой саморегуляции. И одной целесообразностью тут объясняется далеко не всё: мы не плюём себе под ноги не только потому, что на плевке можно поскользнуться, но и потому, что это некрасиво, противно…

Всякое новое техническое средство, появляющееся в нашей жизни, неизбежно проходит этап “культурной адаптации” — от появления вилок и ножей до укоренения правил сервировки (вилка слева, нож справа) проходит время. Причём с каждым разом время “культурной адаптации” сокращается — мы всё быстрее усваиваем эстетические уроки повседневности.

Сейчас в это трудно поверить, но у нас был закон, запрещавший приобретение автомобилей в личное пользование: исключения делались лишь для граждан, “имеющих особые заслуги перед партией и государством, — академиков, народных артистов, героев соцтруда, маршалов, первых космонавтов”. Исключительность автовладельцев, ездивших к тому же, как правило, с личным шофёром, не давала возможности развиться культуре вождения автомобиля (считалось, что в Правилах дорожного движения всё сказано). Но вот в стране прошли две волны всеобщей автомобилизации (первая началась с “копейки”, вторую знаменовали собой подержанные иномарки), и машина стала частью быта миллионов. Тут же выяснилось, что к темпам этого перелома мы не готовы: пробки, аварии, автомобильное хамство (где намеренное, где вынужденное) стали, к сожалению, постоянными спутниками нашей жизни.

К этому придётся привыкать и стараться хотя бы в личном поведении следовать некоему неписаному моральному кодексу. Если вы себя считаете культурным человеком, то будьте им и на дороге.

В моей семье автомобиль появился лет десять назад, но водителем я так и не стал. Не захотел. Захотела жена. И, увлекшись процессом, стала классным водителем. Поэтому моё знакомство с материалом почерпнуто на переднем пассажирском сиденьи, чисто созерцательно и потому непредвзято. Плюс к тому наблюдения коллег-журналистов, побывавших в разных регионах страны.

Так вот, по их оценкам, самые вежливые водители во Владивостоке (там уже много лет пропускают на перекрестках вне зависимости от приоритета дорог). В Бийске всегда пропускают пешеходов и пристёгиваются ремнями. В Питере не пропускают принципиально и лезут на перекресток, пока не упрутся в бампер впереди стоящего авто. Движение в Москве — это либо стояние в пробке, либо педаль в пол, чтобы нагнать потерянное время (пропускать тоже не принято). Новосибирск, Омск, Томск, Барнаул, Красноярск — нечто среднее между Владиком и Питером: чему-то уже научились, но хамства ещё хоть отбавляй.

Ну а теперь личные наблюдения. Жена, ещё со времён автошколы усвоившая правило “3Д” (Дай Дорогу Дураку), пополнила список тех, кого надо сторониться: это большие джипы, машины с номерами госструктур, тачки с признаками драг рейсинга, мотоциклисты, возникающие словно ниоткуда и быстро превращающиеся в точку на разделительной полосе…

В дороге мы с женой играем в такую игру: я делаю вид, будто скоро начну учиться вождению, а она как бы загодя учит меня шофёрскому этикету:

— Научись говорить “спасибо”. Вот видишь, нас пропустили при выезде со двора — я дважды моргнула аварийкой. Хочешь пропустить — моргни дальним, не хочешь — дальним две-три секунды. Увидел радар в кустах — моргни дальним встречной машине. Помоги себя обогнать — если видишь желающего и понимаешь, что это опасно, моргни левым поворотом, чтобы тот повременил, а если впереди всё чисто, прими ближе к обочине и покажи правый поворот — это приглашение к обгону. Не надо метаться по полосам — смотри вот тонированная девятка как шарашится, а на светофоре, вот увидишь, всё равно будем стоять рядом. Не вылезай на забитый перекрёсток, это бессмысленно, какой бы сигнал ни горел на светофоре. Будь особенно осторожен, завидев машину со знаком “!”: включенный на такой машине правый поворот ещё не повод быть уверенным, что она не повернёт налево. Вспомни свою первую поездку за рулём и будь снисходительнее.

— И много таких неписаных правил? — не выдерживаю я. — И если много, то отчего бы их не прописать?

— Какой ты смешной человек! Отчего же тогда на урнах не пишут: “Мусор кидать только сюда”? А в ресторанах не пишут: “Дамы, не сморкайтесь в занавески”? Культура — она должна быть в голове, а не в надписях.

О том, какая ещё культура может и должна быть в голове, разговор далее.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА