Новости

Мат как языковая игра

Мат как языковая игра

«Стоит х…ёвина, подошёл один х…й, крутанул, а она «х…як» и на х…й улетела» - в современном русском языке мат используется не только как средство выражения эмоций. Современные пиарщики и особенно рекламщики по полной используют речь на грани фола, чтобы привлечь внимание потребителей. По сравнению с появившейся пару лет назад на улицах Красноярска рекламой: «А вы уху ели?» мухоморные эксперименты героя пелевинского «Поколения Пи» выглядят детским лепетом.

Папе здесь уже купили

Примеров использования матерных выражений в произведениях литературы великое множество. И Александр Пушкин, и Владимир Маяковский, и Сергей Есенин имели в своём арсенале вольные стишки.

Любопытно, что учёные до сих пор спорят, как появился русский мат. Интерес к этой теме неслучаен. Нецензурная брань как раз привлекает к себе внимание тем, насколько многогранен русский язык, и тем, каким образом, от корня и от смысла каких слов появилась нецензурная лексика.

Среди филологов популярно мнение, что мат - это наследие татаро-монгольского ига. Другие учёные сходятся во мнении, что корни явления всё-таки славянские: языческие эротические обряды играли важную роль в земледельческой магии. С приходом христианства как обряды, так и обозначавшие их термины попали в опалу и сохранились только в фольклоре. Три самых употребляемых нецензурных слова буквально озвучивают символическое представление об устройстве Вселенной. Первое - обозначение мужского активного начала, второе - женское пассивное, третье - процесс их взаимодействия, диалектика. Эти три слова непосредственно связаны с природой, поскольку относятся к главному её процессу - размножению.

Многие слова, считающиеся ныне оскорбительными, раньше вообще были обычными. Их можно в изобилии встретить в литературных произведениях, к примеру, протопопа Аввакума и патриарха Никона. Интересно, что в письме запорожцев султану, написанному специально, чтобы оскорбить адресата, ни единого матерного слова нет.

Зато сегодня, по словам учёных-филологов, сфер употребления нецензурной лексики очень много. С одной стороны, мат имеет ярко выраженную негативную окраску. Он может использоваться и как средство выражения эмоций, и как способ унизить человека. С другой - в определённых кругах неписаные слова могут выступать средством подбадривания, подтрунивания, привлечения внимания.

  • Русский мат - это часть национального языка, часть словаря, - говорит доцент кафедры русского языка СФУ, кандидат филологических наук Лилия Подберёзкина. - По разным оценкам, им пользуются 70 процентов населения. Нецензурные слова выполняют самые разные функции, поэтому сам феномен мата весьма неоднозначен. Однако сквернословие оскорбительно само по себе, поэтому в русском языке (в отличие от американского варианта английского) существует запрет на использование брани в любых ситуациях.

Между тем сами же филологи отмечают, что мат - объективная языковая реальность, от которой никуда не уйти. Шли вы, к примеру, а в руках несли гирю. В какой-то момент ноша срывается и падает вам на ногу. Вы, разумеется, произносите крепкое слово. Ситуации бывают разные, более того, русисты говорят, что есть и такие, когда употребление мата бывает оправданно.

Или вот случай. Больница. Идёт операция на сердце. Хирург уже вскрыл сердечную сумку, повернулся к сестре за очередным зажимом. Бедняжка впервые увидела живое сердце, и с ней случился шок. В испуге она тычет рукой в инструменты, забыв, что надо хирургу. А судьба пациента решается за доли секунд. И старичок-профессор произносит только одно единственное слово. Сестра тут же подаёт нужный зажим.

Тем не менее борьба с такими словами велась с незапамятных времён. Первые попытки запретить сквернословие в России встречаются ещё в XVI веке. Так, в постановлении Стоглавого собора царь Иван Грозный велел, чтобы православные христиане «матерно бы не лаялись, и отцем и матерью скверными речми друг друга не упрекали, и всякими б неподобными речми скверными друг друга не укоряли». В советское время употребление брани в общественных местах квалифицировалось как хулиганство. За это грозила не только административная, но и уголовная ответственность.

  • Сегодня на место нормы приходит вседозволенность, языковая и речевая распущенность, - констатирует Лилия Подберёзкина. - В прямом эфире и ведущие, и некоторые политики используют просторечные слова, жаргон, брань. Лингвисты оценивают это явление отрицательно. Это не только грубое нарушение речевой культуры, но и неуважение к другим, ведь помимо свободы есть и этические нормы. Сегодня мы утрачиваем многие ценности, и в первую очередь уважение, которое заключается в том, чтобы оберечь чувство собственного достоинства другого человека. Вот, например, ситуация общественного взаимодействия: кинотеатр, все зрители включены в одно пространство. Мы все смотрим один фильм, и когда сидящий рядом человек непрерывно использует мат, то это уже речевое насилие. Мы подвергаемся агрессии, которая не осознаётся теми людьми, для которых данная ситуация нормальна. У многих людей чувство нормы, понимания того, что можно, а что нельзя, размыто. Необходимо чувствовать границы, сферы, и воспитывать это чувство надо с раннего детства.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА