Новости

Аппараты ЭКГ весом 25 кг приходилось носить по палатам

Аппараты ЭКГ весом 25 кг приходилось носить по палатам

Я поступила на работу в краевую больницу № 1, когда она была размером в один корпус. Здесь находились сразу все отделения. Специалисты, врачи, медсёстры оказывали помощь больным всего края.

«Я - медсестра!»

В 1962 году в одной из газет появилось объявление о наборе студентов во вновь открывающееся медицинское училище при краевой больнице № 1. К этому времени открывался новый корпус, нужны были работники. Главный врач В. К. Сологуб персонально беседовал с каждым из нас, затем отправлял в отдел кадров. Меня направили работать санитаркой в кардиологическое отделение, в новый корпус, на третий этаж, а учиться - на фельдшерское отделение.

Через год Грохотова Софья Георгиевна, завотделением, перевела меня медсестрой в кабинет функциональной диагностики. Заведующим кабинетом был замечательный врач Борис Моисеевич Кальник. Тамара Андреевна Марьясова была старшей медсестрой. Многих медсестёр, присланных к нам по направлению города и края, она обучила работе на электрокардиографе.

Первые аппараты ЭКГ, которыми мы пользовались, весили 25 кг, их приходилось носить по палатам. Затем получили оборудование весом в 10 кг, они работали на аккумуляторах. Запись производилась на фотобумагу шириной 35 мм путём отражения луча от лампочки, кассета заправлялась фотобумагой при красном фонаре, а при записи поступала в приёмную кассету. В эту кассету входило ЭКГ двух человек. Плёнку проявляли, как в фотолаборатории, промывали, сушили и отдавали врачу, а для дальнейшего хранения клеили или подшивали на швейной машинке. За день снимали 8-10 кардиограмм.

Ещё был пятиканальный ЭКГ, венгерский аппарат, тоже с фотозаписью. Бумага для него использовалась шириной в 12 см. У этого аппарата было больше возможностей. С помощью приставок к нему можно было записать фонограмму, баллистокардиограмму, скорость распространения пульсовой волны, поликардиограффию, реовазографию, тахооцилографию.

Б. М. Кальник в то время был богом функциональной диагностики. Под его руководством многие врачи писали научные работы, защищали диссертации. Борис Моисеевич записывал у больных с пороками сердца шумы на магнитофонную плёнку для демонстрации студентам.

Все сотрудники больницы, да и не только, трудились с большой отдачей. В те годы не было «Медтехники», а оборудование требовалось ремонтировать. Б. М. Кальник обратился за помощью к директору завода телевизоров, который порекомендовал молодого инженера С. П. Лобазова. Кальник был очень доволен им, в сотрудничестве ими были разработаны приставки к разным приборам.

Была при краевой больнице № 1 и санитарная авиация во главе с врачом Ароновым, которая оказывала помощь тяжелобольным края. Помню такой случай. Завкрайздравом С. Граков, будучи в командировке в Ярцево, заболел. Экстренно был организован вылет, в котором участвовали С. Г. Грохотова, Т. А. Марьясова и лаборантка Рудникова, в район отправили и электрокардиограф. Семь дней наблюдали и лечили больного, пока не появилась возможность госпитализировать его в краевую больницу. Сопровождали отца сыновья Граковы (хирург и рентгенолог).

Во время зимних полётов аппарат замерзал, переохлаждался, требовалось время для его разогрева. Были и трагические случаи: хирург Стрижевский после оказания помощи больному в районе не вернулся - самолёт разбился... Люди в больнице трудились необыкновенные, самоотверженные. Я горжусь, что работала в таком прекрасном коллективе.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА