Новости

Зачем Малевич нарисовал квадрат?

Зачем Малевич нарисовал квадрат?

Как научиться любить искусство

«Я хожу на концерты классической музыки, стараюсь брать с собой детей-подростков, - пишет в письме читательница нашей газеты Татьяна Дмитриевна. - Они, конечно, сопротивляются, говорят, что им не нравится. То же самое происходит и с походами на выставки. «Ну, посмотрели на картину. Красиво, а дальше что?» - спрашивают они. Объяснить им, почему искусство доставляет мне колоссальное удовольствие, я не могу, но всё же хочу, чтобы мои дети выросли культурными и разносторонне развитыми людьми. А может быть, мне отстать от них? И со временем они сами захотят пойти на концерт или в музей?».

Проблема приобщения молодого поколения к прекрасному действительно существует. И возникла она не вчера. Наверное, не раз слышали от своих детей, а также взрослых друзей, знакомых следующую фразу: «Да не пойду я на вашего Моцарта или Баха. Скукота там одна». Но есть и другие люди, которые за то, чтобы попасть на художественную выставку, выступление выдающегося скрипача или пианиста, готовы отдать последние деньги. Почему одним искусство кажется таким желанным, а других чуть ли не тошнит от одного вида мирового шедевра?

Ответ на этот вопрос одновременно прост и сложен. Чтобы любить искусство, нужно его понимать. (Хотя бывают случаи, когда человек первый раз попадает в театр или на выставку и влюбляется в это самое увиденное-услышанное навсегда.) Конечно, о вкусах не спорят, но однозначно можно сказать: вкус нужно развивать. Вполне в силах человека стремиться понять, что понимают другие. Не могут же многие люди быть просто обманщиками, высказывая восхищение тем или иным творением композитора, живописца, поэта. Но надо знать, что даётся прекрасное не всем сразу, как и то, что нельзя понять сложное, не освоив для начала простое. В искусстве, как в науке: нельзя овладеть высшей математикой, не зная элементарной. Поэтому, чтобы с удовольствием и интересом слушать классическую музыку, желательно знать основы музыкального искусства. То же самое касается изобразительного творчества, поэзии и так далее.

Искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности и часть духовной культуры человека.

Искренность в отношении к искусству - одно из главных условий его понимания, но не единственное. Нужны ещё и знания: фактические исторические сведения, биографические данные о создателе того или иного шедевра. Чтобы понимать произведение искусства, нужно знать условия творчества, цели, личность художника и эпоху, в которой он жил. Всё это не принуждает нас к той или иной оценке, но облегчает понимание. Иногда какая-нибудь мелочь помогает проникнуть нам в главное.

Например, прежде чем идти в Третьяковку разглядывать «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, совсем нелишним будет знать, что изначально знаменитый квадрат Малевича впервые возник в декорациях к опере «Победа над Солнцем» как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга. Затем из декораций этот квадрат перекочевал в станковое произведение.

Заслуженный работник культуры Илья Клеймиц уверен, что вкус к настоящему искусству нужно и можно прививать. Как пример, приводит студенческие и детские абонементы, которые по инициативе дирижёра и основателя Красноярского симфонического оркестра Ивана Всеволодовича Шпиллера были открыты в филармонии.

- Считаю, что Шпиллер был абсолютно прав, когда говорил, что классическое искусство нужно внедрять в массы, - делится своими мыслями Илья Лазаревич. - Люди должны слушать не только то, что хотят. Вкус к прекрасному в человеке нужно развивать. Как врач прописывает лекарство, так же нужно «прописывать» человеку и необходимую дозу серьёзной музыки, чтобы тот выздоровел духовно. Примерно через полгода после того, как Шпиллер стал художественным руководителем симфонического оркестра, он решил привлечь на академические концерты молодёжь. Тогда по договорённости с Вениамином Соколовым, ректором КГУ, впервые в России на базе Красноярской филармонии был организован студенческий абонемент, который работает и по сию пору. По инициативе Ивана Всеволодовича был организован и детский музыкальный абонемент. Он был настоящим художником, большим музыкантом, миссионером классической музыки. На протяжении двадцати пяти лет работы с оркестром он ни разу не изменил своему безупречному вкусу.

Хотя Красноярск музыкальный город, где любят и ценят академическое искусство, но классическая музыка нашла далеко не всех, кто в ней нуждается, считает заслуженный артист России, профессор художественный руководитель Красноярского камерного оркестра Михаил Бенюмов.

- Говорят, что классическая музыка - это удел избранных, - говорит Михаил Бенюмов. - Но стать избранным может каждый, стоит только захотеть. Великие писатели, художники и музыканты оставили свои гениальные сочинения для всего человечества. Но один принимает этот дар, а другой отталкивает и остаётся нищим. Выбор только за человеком.

Журналисты «Городских новостей» решили помочь красноярцам сделать правильный выбор в пользу настоящего искусства. Этой публикацией приложение «Проспект культуры» и главное управление культуры администрации Красноярска начинает новый проект «Первые шаги к искусству». Это будет цикл статей, рассказывающих об азах музыкального, театрального и изобразительного искусства. В том числе мы коснёмся темы, как научить ребёнка слушать и понимать музыку, воспринимать скульптуру и художественные полотна, и многое другое. В нелёгком деле просвещения нам будут помогать деятели культуры и искусства, преподаватели творческих вузов и училищ, специалисты муниципальных творческих коллективов. Если у вас есть вопросы, задавайте их нам.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА