Новости

Композитор Ивано Баттистон в Красноярске: «Аккордеон - это оркестр, который всегда с тобой»

Композитор Ивано Баттистон в Красноярске: «Аккордеон - это оркестр, который всегда с тобой»

В июне прошёл очередной Международный фестиваль «Шедевры мировой классики на Енисее». Среди его почётных гостей был хорошо известный красноярцам итальянский музыкант-аккордеонист, композитор Ивано Баттистон, который не раз приезжал в наш город на фестиваль искусств «Сибирь-Европа».

__Мне нравится, что я могу его обнять___
_

Баттистон - настоящий виртуоз, профессор флорентийской консерватории Луиджи Керубини, многократный лауреат международных конкурсов, выступает с лучшими оркестрами в лучших концертных залах мира. Он обладатель XXVIII Мирового кубка по аккордеону, также композитор является лауреатом Международного конкурса юмористической музыки в Риме. Для своего знаменитого педагога Сальвадоре ди Гезуальдо Баттистон «луч солнца в его школе игры на аккордеоне».

- Что подвигло Вас написать произведение специально для Красноярского камерного оркестра?

  • Концерт называется «ББ», написан специально для нашего дуэта с Давидом Беллуджи (итальянский флейтист, друг Ивано. - Прим. автора) и Красноярского камерного оркестра и посвящён его руковдителю Михаилу Бенюмову. (Баттистон - Беллуджи: отсюда и название - двойной концерт «ББ».) Это произведение - образец «нескучной» классической музыки. С музыкантами оркестра и его руководителем нас связывает давняя дружба - с 2004 года. Поэтому появилась идея создать специальное произведение для оркестра. Это сочинение своеобразный музыкальный автопортрет, который описывает человеческие черты характера музыкантов, а именно меня и Давида Беллуджи. Первая часть - эклектичная, этакая шутка на тему барочной музыки. В первую очередь, конечно, она перекликается с творчеством великого Баха. Вторая часть - импровизация. Мы очень любим импровизировать вдвоём с Давидом, который обладает большим количеством инструментов - от маленьких до огромных флейт. Третья часть чем-то напоминает музыку балканских стран.

Уже не помню, почему в своё время выбрал аккордеон, - это был подарок родителей. Иногда мне кажется, что родился с аккордеоном внутри.

- В программу фестиваля «Шедевры классики на Енисее» включены сочинения Астора Пьяцоллы. Некоторые музыканты считают музыку этого композитора простоватой. А Вас, поклонника барочной музыки, не смутил Пьяцолла?

  • Вообще я люблю исполнять разную музыку, импровизировать. Лет тридцать назад музыка Астора Пьяцоллы мне не особо нравилась. Действительно, я считал её довольно простой. Но с годами люди меняют своё отношение. Сегодня мне доставляет удовольствие играть Пьяцоллу. Более того, очень много великих музыкантов и коллективов исполняют его музыку. Например, Гидон Кремер, Берлинский филармонический оркестр. Играл его и Ростропович. В последнее время у меня появилось огромное желание записать диск с музыкой Пьяцоллы, возможно, я сделаю это с вместе с Красноярским камерным оркестром.

_- Сегодня некоторые музыканты стараются освоить сразу несколько инструментов. Аккордеон единственный инструмент, которым Вы владеете? _

  • Считаю аккордеон своим единственным инструментом. В принципе могу играть на фаготе, я был фаготистом в оркестре. Когда мне пришлось брать уроки композиции, то выучился играть на фортепиано. Может, я бы хотел уметь играть на многих инструментах, но так как мне приходится много ездить, то мне достаточно и одного.

Уже не помню, почему в своё время выбрал аккордеон, это был подарок родителей. Иногда мне кажется, что родился с аккордеоном внутри. Считаю, что для музыканта важнее освоить виртуозно один инструмент, чем поражать публику своей полигамностью. Профессия музыканта требует совершенства в исполнении. Кроме того, что всё время нужно покорять новые вершины, оттачивать своё мастерство.

- А умеете ли Вы играть на родственном аккордеону баяне?

  • Я пробовал играть на кнопочном аккордеоне, он схож с баяном. Для меня важен не инструмент, а в первую очередь музыка и звук. Мне нравится извлекать из инструмента лучшее звучание. В каждом инструменте есть свои нюансы: что-то легче сыграть на одном, что-то на другом.

- Обычно у профессиональных музыкантов в арсенале имеются несколько инструментов. А у Вас?

  • У меня три аккордеона, но использую только один. Это аккордеон итальянской марки.

- Правда, что самые лучшие аккордеоны итальянские?

  • Да. Итальянцы завоевали девяносто процентов рынка по производству этого инструмента. Аккордеон достаточно молодой инструмент и ещё не закончил свою эволюцию. Модернизация инструмента продолжается. В России многие играют на «Пиджини» и «Бугари».

- Остался ли аккордеон в Италии подлинно народным инструментом, на котором играют не только профессионалы, но и простые люди?

  • Да. Причём этот инструмент популярен не только в Италии, но и за её пределами. Я много езжу и вижу, что его обожают в скандинавских странах, России, Германии... Причина такой любви к аккордеону заключается, на мой взгляд, в том, что этот инструмент как маленький оркестр. Причём этот оркестрик можно взять куда угодно с собой. Лично мне также нравится, что я и аккордеон постоянно находимся в тесном телесном контакте, я могу его обнять. Этого невозможно сделать ни с органом, ни с роялем. Когда я пою, аккордеон поёт вместе со мной.

- Что из музыки Вы любите слушать?

  • Из классики - Стравинского, Малера, Моцарта, Баха, Равеля. Мне нравятся такие современные авторы, как Софья Губайдуллина, Давид Беллуджи, Георгий Легети, Арво Пярт.

  • Вы профессор флорентийской консерватории Луиджи Керубини, много лет преподаёте. Чему главному Вы учите своих студентов?

  • Чтобы они были личностями. Самое сложное - понять психологию каждого, кого обучаешь. Ненавижу штамповать людей, поэтому даю им свободу в исполнении того или иного произведения. Они до всего должны дойти самостоятельно, я только им помогаю. Сейчас студенту стало учиться проще. Времена поменялись. Когда я сам начинал заниматься, то не было ни пособий по игре на аккордеоне, ни отдельных партитур. На сегодняшний день аккордеон стал успешным, популярным инструментом, для которого композиторы создают специальные произведения… Идти по проторенной дороге проще.

_- В России аккордеон из-за своей массивности считается мужским инструментом. На сцене в основном мужчины-аккордеонисты. _

  • Мне не кажется, что аккордеон сугубо мужской инструмент. У меня тридцать процентов студентов девушки. Знаю я и женщин-аккордеонисток, которые замечательно играют. Аккордеон - как одежда, его можно подобрать, учитывая физические особенности исполнителя. Например, мой аккордеон очень тяжёлый, вряд ли он подойдёт для женщины, если, конечно, она не двухметрового роста.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА