Новости

Веранды в законе

Веранды в законе

Сегодня уже невозможно представить летние улицы без открытых кафе. Зонтики, пластиковые палатки и стулья — непременный атрибут городского интерьера. И, надо сказать, атрибут востребованный. Хорошо в тридцатиградусную жару присесть в тени, выпить чего-нибудь прохладительного. Хорошо и предпринимателям — владельцам летних кафе. За сезон немудреный инвентарь приносит весьма приличную прибыль. Разумеется, и бюджет города получает дополнительные поступления.

Не все кафе, что под тентом

Казалось бы, именно в интересах бюджета — максимально стимулировать этот вид сезонного предпринимательства. Тем не менее Красноярск не превращается летом в одно огромное уличное кафе. Дело в том, что при всех плюсах есть и минусы — шум, мусор, который надо утилизировать, помехи движению. Кроме того, важна и эстетическая составляющая — кафешки неприглядного вида, очевидно, город не украсят.

Поэтому порядок выдачи разрешений на открытие сезонных предприятий общепита чётко регламентирован — до начала сезона администрации районов разрабатывают схемы, определяющие размещение зон летних кафе. Разумеется, разработка схем происходит в тесном взаимодействии с профильными департаментами администрации города: градостроительства, муниципального имущества и земельных отношений, городского хозяйства. Понятно, что прежде чем определять зоны размещения, необходимо провести градостроительный анализ — изучить правоустанавливающие документы на земельные участки, определить, находятся ли там какие-либо объекты, в том числе инженерные коммуникации.

Тем не менее механизм получения разрешений на открытие сезонных кафе, четко прописанный в постановлении администрации Красноярска № 55 “Об утверждении положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска”, достаточно прост и прозрачен для предпринимателей.

Однако этим летом возникла ситуация, внесшая некоторую сумятицу в отработанный механизм. Суть её, как пояснила нам заместитель руководителя управления архитектуры администрации города Инна Федотова, в следующем. Наряду с“традиционными сезонными кафе в последнее время появилась и новая форма — летние веранды, которые открывают стационарные предприятия общественного питания. Казалось бы, невелика разница. Однако на самом деле она достаточно значительна. Хотя бы с точки зрения меню. Ведь веранда, по существу, тот же самый ресторан, только вынесенный под открытое небо. Остаётся открытым и земельный вопрос: ведь летние веранды открываются непосредственно на прилегающей к стационарному предприятию общественного питания территории. А не факт, что у кафе или ресторана есть правоустанавливающие документы на этот участок. Таким образом, возникла необходимость внесения дополнений в упомянутое постановление № 55. Инициатива, по словам Инны Федотовой, исходила от администрации Центрального района.

Оно и понятно — плотность летних веранд в центре города выше, чем в каком-либо другом районе, и правовая неурегулированность вопроса порождает разнооборазные конфликтные ситуации. Наиболее частая из них — это расположение веранд на участках, принадлежащих жильцам многоквартирных домов на праве общедолевой собственности, и для того чтобы разместить здесь какой-либо объект, необходимо решение общего собрания собственников жилья. А далеко не всем нравится соседство с уличным ресторанчиком. Поэтому убедить общее собрание жильцов, для ресторатора — задача не из лёгких.

Однако для начала надо было легализовать летние веранды. Это было сделано 23 мая текущего года постановлением администрации № 177, которое внесло изменение в постановление № 55. Был введён сам термин “летняя веранда”, а также определён порядок получения разрешений на их открытие. По существу, этот порядок ничем не отличается от классических летних кафе. Это означает в том числе и то, что веранды могут быть размещены лишь в зонах, входящих в схему, разработанную районной администрацией.

И вот тут возникла коллизия. Ранняя весна привела к тому, что рестораторы начали “движение на улицы” ещё в начале мая, и многие при этом не имели каких-либо разрешительных документов. Соответственно, ни в какую схему размещения они не вписывались. Чтобы разобраться с ситуацией, необходимо было начать с градостроительного анализа.

Как рассказала нам начальник отдела застройки управления архитектуры администрации Красноярска Наталья Баранова, в каждый район краевого центра выезжала специальная комиссия, включающая как специалистов управления, так и представителей других структурных подразделений администрации города, чтобы оценить ситуацию на месте. Основным критерием возможности или невозможности размещения летних веранд на том или ином участке являются правовые аспекты — кому принадлежит земля и для каких целей она должна использоваться. К примеру, если участок находится в муниципальной собственности, то предприниматель должен оформить договор аренды. Если на участке в текущем году должно начаться строительство какого-либо объекта, то его использование в качестве открытой ресторанной площадке невозможно. Но наибольшее число спорных случаев, как отметила Наталья Баранова, связано с правом общедолевой собственности жильцов многоквартирных домов. И здесь предпринимателям, желающим легализовать летнюю веранду, необходимо убеждать общее собрание собственников жилья.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА