Новости

Рождение России

Рождение России

540 лет назад в июле 1471 года московский отряд под командованием воеводы Даниила Холмского стремительно форсировал реку Шелонь и атаковал «яко львы рыкающе» новгородские войска, численностью в десять раз превосходившие москвичей, обратив их в бегство.

Сражение, о котором не говорится в учебниках

Потери новгородцев известны, они зафиксированы в летописях - 12 тысяч погибших и 1 700 взятых в плен. Предводитель новгородской армии Дмитрий Борецкий, сын Марфы Посадницы был взят в плен и казнён, многие бояре подверглись жестоким репрессиям. Московское войско, в состав которого входила также конница касимовского царевича Данияра, насчитывало меньше пяти тысяч человек («Бысть бо наших всех осталося 4 тысящи или мало больши»). Численность новгородского ополчения историками оценивается до 40 тысяч человек. Даниил Холмский был выдающимся полководцем своего времени, прославившийся ещё во времена русско-казанской войны 1467-69 годов, позже он спасал от ливонских рыцарей Псков, брал Казань, командовал русскими войсками против хана Ахмата во время знаменитого противостояния на реке Угре 1480 года, которое, как считается, положило конец ордынской власти над Русью. Однако значение битвы при Шелони вовсе не сводится к военному таланту князя Холмского.

Вообще, этому сражению уделяется очень мало внимания, о нём практически не говорится в учебниках. Старались обходить его и классики русской исторической науки. Пожалуй, только Н. И. Костомаров «с летописью в руках», как он писал в «Автобиографии», ездил «вдоль реки Шелони, отыскивая место, где происходила роковая Шелонская битва, погубившая республиканскую свободу Великого Новгорода». Этому чрезвычайно важному событию отечественной истории посвящена лишь одна книга - «Шелонская операция Царя Иоанна III Васильевича и Шелонская битва в 1471 г. 14 июля», изданная почти сто лет назад, в 1915 году профессором Императорской Николаевской военной академии Генерального штаба Алексеем Константиновичем Баиовым - героем Первой мировой войны и белоэмигрантом (в СССР признавали его научные заслуги, но книги не издавали).

Крупнейшее сражение русского Средневековья - битва при Шелони, было событием трагическим, актом братоубийственной войны. Но позднее официальная Россия примирила враждебные стороны.

А десять лет назад к 530-летию тех событий у реки Шелонь установлен памятный крест с мемориальной доской. Там говорится, что эта битва покончила «с длительным периодом российских лихолетий»: «Поле Шелонской битвы 14 (27) июля 1471 г., где созидательные силы России победили гибельный раздор междоусобий». Между тем событиям, которые привели к Шелонской битве и которые последовали за ней, посвящены тысячи томов научной и художественной литературы. Основоположником здесь по праву можно считать Н. М. Карамзина, более двух веков назад написавшего историческую повесть «Марфа Посадница, или покорение Новагорода», хотя про «окаянную Марфу» любили писать ещё московские книжники ХVI-ХVII столетий.

Крупнейшее сражение русского Средневековья - битва при Шелони, конечно, было событием трагическим, актом братоубийственной войны. Позднее официальная Россия примирила враждебные стороны. В 1862 году в честь тысячелетнего юбилея русской государственности напротив Софийского собора в Новгороде был открыт главный памятник страны - «Тысячелетие России». На нём изображены 129 человеческих фигур - самых выдающихся людей за десять веков русской истории от Рюрика до адмирала Нахимова, от Кирилла и Мефодия до Гоголя. На этом памятнике представлены далеко не все цари и полководцы. Нет Ивана Грозного, потому что он считался тираном, а главным образом из-за кровавой резни, устроенной зимой 1569-60 годов его опричниками в Новгороде, - погром длился несколько недель, людей тысячами пытали и топили в Волхове. Считалось, что эту расправу Ивану Грозному ни Россия, ни тем боле Новгород простить не могут.

Но на памятнике изображён князь Даниил Холмский, который не только одержал победу при Шелони, но и через шесть лет завершил покорение Новгорода - его войско по льду перешло озеро Ильмень, окружило город, принудив его после двухмесячной осады сдаться Ивану III. После того как войска Холмского вошли в Новгород, по приказу царя была схвачена Марфа Борецкая и насильно пострижена в монахини. Дальнейшая судьба её неизвестна, есть версия, что она погибла или была убита по дороге в Зачатейный монастырь Нижнего Новгорода. В те времена она считалась врагом престола. Однако через четыре столетия Марфа Посадница тоже была изображена на памятнике «Тысячелетие России», правда, с поникшей головой и разбитым вечевым колоколом у ног - в группе «военные люди и герои» (в этой категории на монументе представлено 36 фигур) рядом с Даниилом Холмским.

В оценке значения Шелонской битвы все историки единодушны - её исход «предопределил» ликвидацию политической независимости Новгородской феодальной республики. А значит, предопределил и рождение Московского государства, то есть нынешней России. Первый русский царь Иван III был выдающейся фигурой отечественной истории. Историки хорошо понимают его роль в судьбе нашей страны, но массовое сознание удивительным образом не воспринимает его. Ивана III Великого путают с внуком Иваном Грозным, которому незаслуженно приписываются заслуги деда. Да и власть не особо расположена к первому царю. Три месяца назад комиссия по монументальному искусству Мосгордумы отказалась рассматривать вопрос об установлении памятника царю в Москве с вопиюще невежественной формулировкой, озвученной её председателем Львом Лавреновым: «Сама фигура Ивана III неоднозначна и не настолько значительна, чтобы его увековечить».

Между тем он основатель нашего государства, это он построил Кремль, в котором сидят и нынешние правители страны, при нём появился герб - двуглавый орел. Это он покончил с зависимостью от Орды и собрал воедино большинство русских земель. При Иване III Москва присоединила к себе Ярославль, Ростовские земли, Тверь, Вятку, чуть ли не половину Литовской Руси и даже территории Большой Орды. Именно ликвидация суверенитета княжеств позволила создать фонд государственных земель, без чего было невозможно распространение поместной системы. Вопрос же о Новгородской республике имел принципиальное значение. Это была крупнейшая из русских земель, превосходившая по территории Московское княжество, - весь север от Кольского полуострова до Урала. Это была земля с самым высоким уровнем экономики и культуры. Это было «окно в Европу», с которой Новгород торговал. Новгород имел и символическое значение как древнейший город - колыбель русской государственности.

В самой Новгородской республике в это время боролись две партии - пролитовская, возглавляемая олигархами Борецкими, крупнейшими собственниками новгородских земель, и промосковская. Литовское влияние в Новгороде имело давние корни. Великое княжество Литовское (полное название - Литовское, Русское, Жемойтское и иных) с момента своего возникновения в середине XIII века было православным и преимущественно русским государством, оно возникло на западных землях Киевской Руси, до которых не дошли монголы. Первой столицей княжества, кстати, был «тёзка» Новгорода - Новогородок (ныне районный центр в Беларуси Новогрудок). Почти четыре века государственным языком княжества был западный вариант древнерусского языка («русская мова»), из которого родились украинский и белорусский. Основным законом была «Русская правда» Ярославичей. Знать в значительной степени состояла из русских бояр, а литовцы в свою очередь формировали в Восточной Руси аристократию (Гедеминовичи, от которых пошёл не один боярский род - Голицыны, Трубецкие, Мстиславские, Куракины, Бельские, Булгаковы, Заславские, Чарторыйские и пр.)

Литовские князья были православными, некоторые из них (Гедимин, Ольгерд, Витовт, Довмонт, Кейстут) изображены на памятнике «Тысячелетие России». Княжество, конечно, было соперником Москвы, это доходило до войн, но то был «спор славян между собою». Однако в княжестве постепенно шла полонизация, логично закончившаяся в XVI веке соединением Польши и Литвы. Католическая религия стала государственной, после 1413 года православным запрещалось занимать государственные посты, в связи с чем произошло окатоличивание русской шляхты. Православное население подвергалось дискриминации. Это было уже не родственное государство, с которым Восточная Русь ссорилась временами, но имело общую историю и культуру.

При князе Казимире Ягеллоне (он же король Польши) отношения с Москвой были напряжёнными. Казимир в 1449 году подписал с отцом Ивана III Василием II мирный договор, который закреплял отказ княжества от претензий на Новгород, признание существующих границ и отказ от помощи внутриполитическим противникам другой стороны. Москва Казимиру не верила. И как выяснилось, не напрасно. Весной 1471 года власть в Новгороде вновь захватили Борецкие (они то отдавали её промосковским силам, то возвращали). Вдова посадника Исака Борецкова Марфа (сама она посадницей формально не была, но несмотря на то, вошла в историю как Марфа Посадница) тут же снарядила посольство в Литву во главе со своим сыном Дмитрием. Главный пункт литовско-новгородского договора предусматривал выступление войск Казимира для защиты Новгорода от Москвы, новгородцы признавали власть короля, а он гарантировал сохранить привилегии бояр. Договор, говоря современным языком, был парафирован (подписан предварительно).

Ещё во время переговоров Казимир отправил гонца с дорогими подарками к своему союзнику золотоордынскому хану Ахмату с предложением пойти войной на Москву. Однако умный и энергичный Иван III упредил силы антимосковской коалиции. Стремительный рейд князя Холмского и победа на Шелони обескуражила Казимира, который так и не успел выдвинуть своё войско. Холмскому помогла засуха 1471 года - он провёл свой отряд по руслам высохших речушек. Но на помощь Марфе выдвинулся с войском Ахмат, он дошел до Оки. Разведка доложила ему, что по приказу Ивана III конница царевича Данияра готовится отрезать его войска от обоза в случае, если он дальше будет продвигаться к Москве. И Ахмат отступил.

Ивана III беспокоила пролитовская партия в Новгороде при военном союзе Казимира с Ахматом. Но в 1478 году по просьбе «младшей чади» (промосковских сил) он вновь отправил Холмского в Новгород. Символ новгородской демократии вечевой колокол был снят и отправлен в Москву. Через два года Иван окончательно избавится от Ахмата, а ещё через 12 лет, воспользовавшись смертью Казимира, войдёт в Литву и вернёт все русские земли за исключением тех, что оказались под властью Польши. Так появилась Россия. И ключевая роль в этом принадлежала Великому Новгороду. Объединение Новгорода с Киевом породило Киевскую Русь. Объединение с Москвой - Московскую Русь, то есть Россию.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА