Новости

В ответе за тех, кого в путь пустили

В ответе за тех, кого в путь пустили

Кто вызволяет россиян из-за границы

Летний туристический сезон с самого своего начала выдался горячим для россиян, причём в плохом смысле. Не успели все отойти от новости о погибших после употребления контрафактного алкоголя в Турции соотечественниках, как началась череда автомобильных катастроф. То водитель заснёт за рулём всё того же турецкого автобуса, то грузовик подрежет на китайской дороге машину с 28 российскими гражданами. Да ещё и на некоторых излюбленных нашими туристами курортах политическая ситуация не очень стабильна, и неясно “где рванёт” в следующий раз.

Впрочем вопрос безопасности путешествующих соотечественников не теряет своей актуальности уже несколько лет. Поворотной точкой стало лето 2007 года, когда в силу вступили изменения в Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”. Как говорят эксперты, гарантии защиты прав и законных интересов потребителей существенно повысились. Впервые законодатели прописали механизм финансового обеспечения исполнения обязательств туроператора перед выезжающими за рубеж по путёвке. Согласно одной из статей закона, туристам гарантируется возврат денежных средств, уплаченных за договор, если услуги так и не были оказаны туроператором или третьими лицами (гостиницы, перевозчики и прочие). Гарантировал закон и возмещение реального ущерба, возникшего в результате ненадлежащего исполнения компанией обязательств по договору. В том числе денежных средств, необходимых для компенсации расходов туриста в связи с непредвиденным выездом или эвакуацией из страны временного пребывания. И если поначалу туроператоры рассматривали жалобы граждан с неохотой, затягивали выплаты, то после множества выигранных в суде дел процесс пошёл быстрее. Тем более что большая часть выплат производится за счёт страховок, оплачиваемых самими туристами.

— Сегодня рынок страхования туриста развит достаточно хорошо, в нём предусмотрены практически все возможные риски, — говорит Валерий Ревкуц, депутат горсовета. — Но наши соотечественники пока предпочитают оплачивать лишь медицинские полисы, входящие в обязательный турпакет, а по ним производится лишь минимальное возмещение. Попав в какую-то критическую ситуацию, они обязаны оплачивать дорогостоящие процедуры самостоятельно. А ведь компании достаточно охотно принимают на себя повышение объёма обязанностей, всё зависит от воли туриста. Потребитель должен сам оценить риски, которые будут его сопровождать во время путешествия, и решить, стоит ли дополнительно тратиться. Я бы посоветовал всем отпускникам, вылетающим за рубеж, предметно поговорить с туроператором, от каких именно непредвиденных ситуаций они застрахованы, в каком объёме будет осуществляться покрытие расходов, не стоит ли купить более дорогой полис, если отдых предполагается с экстремальными элементами. Стоит также подумать, в страну с какой репутацией вы едете — не нужно ли застраховаться от противоправных действий третьих лиц, если известно, что кражи, грабежи, пропажа багажа в выбранном месте отдыха нередки.

Между тем туроператоры, не понаслышке знающие о нежелании туристов раскошеливаться на дополнительные страховки, говорят, что в случае крупных происшествий было бы неплохо делить ответственность вместе с государством. Увы, степень государственной защиты туристов за рубежом пока ещё недостаточна. Более того, как отмечают игроки рынка, если речь идёт о вызволении российских граждан из зоны внезапной революции или стихийного бедствия, то всё зависит от того, издаст ли МИД официальный документ о чрезвычайном положении в стране. Если да, то самолёты МЧС тут же будут отправлены на подмогу туроператорам, и вывезут всех, кто обратился в консульство за помощью. Если же нет, то все расходы лягут на бизнесменов. Например, на Гаити во время землетрясения чрезвычайное положение объявлено было, и спасатели полетели за туристами. А во время египетских военных волнений туроператорам пришлось всё организовывать самим — в стране в то время находилось около 40 тысяч отдыхающих.

— Только от нашей компании в Египте на тот момент отдыхало около 10 тысяч человек, — рассказывает Дмитрий Зотин, директор красноярского офиса крупного туроператора. — В основном всех вывозили за наш счёт, ещё и возвращали стоимость тех суток, которые туристы не использовали в отелях. А потом вернувшиеся россияне подавали на нас в суд за испорченный отдых, и нам приходилось объяснять, почему мы действовали так или иначе. Практически все туроператоры понесли финансовые потери из-за египетской революции. Если же взять другой случай, не стихийное бедствие или военные действия, а перевернувшийся автобус, то в этом случае расходы ложатся на страховую компанию. Ведь жизнь и здоровье туристов страхуются в обязательном порядке. Дополнительно к этому страхуется каждая экскурсия, поэтому мы не устаём повторять, чтобы люди не экономили на своей безопасности, обращаясь к уличным гидам, и интересовались у туроператора, кто оказывает услуги. Жалко, что подобное случается, но в случае с отравившимися алкоголем туристами туроператоры просто решили сэкономить и наняли какого-то мелкого посредника. Тот не проверил надёжность поставщиков спиртного, и всё закончилось трагично. А мы знаем специфику Турции и всех предупреждаем: если вы едете не в высококлассный отель, то будьте осторожны с едой и питьём. Купив самую дешёвую путёвку “всё включено”, алкоголь лучше приобретать в каком-то крупном супермаркете, не надеясь на порядочность отельеров.

Тем не менее подвижки по более серьёзному вовлечению государства в зону ответственности за туристов есть. В июне в Торгово-промышленной палате РФ обсуждали новые изменения в закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”. Главной темой дискуссии стало предложение запретить турагентствам продажу путёвок от своего имени, поскольку они не несут ответственности ни за какие последствия. Все они будут обязаны подавать их от имени туроператора. Кроме того, согласно законопроекту, регистрация турпутёвок должна вестись не только на бумажных, но и на электронных носителях — это сделает бизнес прозрачным в плане налогов и статистики. Совет Федерации РФ ещё ранее предложил создать специальный реестр всех выезжающих за рубеж. Подобный учёт необходим на случай ЧС в различных странах и поможет более эффективно действовать, если потребуется эвакуация. С прошлого лета Ростуризм ведёт разговор об открытии своих представительств в наиболее посещаемых соотечественниками странах — Турции, Египте и Китае. Там смогут оказывать консультации и правовую помощь тем, кто попал в затруднительную ситуацию. Кроме разговоров и предложений, в конце прошлого года заработало постановление правительства о помощи россиянам, оказавшимся без средств к существованию за границей. В случае чрезвычайных ситуаций при соблюдении определённой процедуры бедолагам гарантировалось возмещение расходов на проживание, питание и обратный билет. Но в каких ситуациях помощь государства будет оказана, так и не расшифровано. По словам Дмитрия Зотина, за полгода действия постановления он не сталкивался с подобным выходом туриста из трудного положения. Случись что, туроператоры сами помогают связаться с родственниками, организуют перевод денег пострадавшему или его возвращение на родину.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА