Новости

Шестьсот метров — полёт нормальный

Шестьсот метров — полёт нормальный

Видя самолёт над домом, не стоит паниковать

“Я проживаю в Северном. Над нашим микрорайоном, над Взлёткой постоянно очень низко летают самолёты. Иногда кажется, что, если самолёт опустится ещё чуть-чуть, он заденет высотное задание. Хотелось бы получить ответ специалистов, не опасна ли такая высота полётов над жилым массивом? Недавняя трагедия под Днепропетровском, где лётчики якобы перепутали взлётно-посадочную полосу с шоссе, даёт причины для беспокойства”.

“Вдоль Енисея открыта вертолётная трасса, которая гремит с октября 2010 года. Только за час над проспектом Ульяновский пролетели два вертолёта. Гул машин доносится с восьми утра и до двух часов ночи. По профессии я геолог и знаю, как дорого стоит рейс вертолёта. Ответьте, пожалуйста, какова цель полёта и у кого есть такие средства?”

В нашу редакцию пришло сразу два письма, которые касаются воздушного транспорта в небе над Красноярском. Суть вопросов разная, но курирует их одно ведомство. За разъяснением мы обратились в Красноярское межрегиональное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.

Как пояснил руководитель ведомства Сергей Родькин, причин для беспокойства у жителей Взлётки и Северного нет. Дело в том, что над этими микрорайонами находится зона, где самолёты идут на снижение перед посадкой в аэропорту. Так сложилось исторически и географически. Но ощущение, что самолёт пролетает прямо над домом и вот-вот коснётся крылом высотки — зрительная иллюзия. Воздушное транспортное средство в этом районе летит не ниже 600 метров. Эти нормы рассчитаны с точки зрения безопасности, соответствуют всем требованиям, и нарушений быть не может.

— Обращаю внимание, что 600 метров — это минимальная высота. Как правило, самолёт летит выше, — объясняет Сергей Родькин. — Все схемы полётов утверждены множеством служб. На самом деле случаев, когда бы при авиакатастрофе пассажирские самолёты задевали жилые массивы, в России единицы. Я, например, не могу вспомнить ни одного. А крушение грузового самолёта “Ан-124” было — в Иркутске в 1997 году. Тогда при взлёте “Руслан” рухнул на жилой массив. Полностью разрушенным оказался четырёхэтажный многоквартирный жилой дом, частично пострадали школа-интернат, два жилых деревянных дома и трехэтажная школа. В результате трагедии погибли более семидесяти человек. На тот момент в посёлке был отключен бытовой газ, поэтому удалось избежать ещё больших жертв.

Близость аэропорта к городу называли одной из причин ещё одной иркутской трагедии, произошедшей в 2006 году. При посадке на аэродром потерпел крушение пассажирский лайнер А-310 рейса Москва — Иркутск. Самолёт приземлился на взлётно-посадочную полосу и не смог остановиться, выкатился за пределы посадочной полосы, снёс бетонный забор, врезался в частные гаражи и загорелся.

Красноярский аэропорт находится примерно в сорока километрах от города. Это достаточно далеко, учитывая, что более пятидесяти процентов российских аэропортов находятся в городской черте. Такая же ситуация во многих европейских столицах. Самолёты взлетают и идут на посадку над жилыми кварталами. Так что мы ещё в более выгодных условиях, и даже растущие в разных направлениях жилые микрорайоны самолётам не помеха. Перенести же аэропорт из одного места в другое — мероприятие стоимостью миллиарды рублей.

Сказать, что самолёты прямо-таки снуют над городом, нельзя. Ежедневно Красноярск в двух аэропортах принимает 40—50 самолётов. Надо отметить, что это не так уж и много — в советское время было более 300 самолётов в сутки. Для сравнения: один московский аэроузел сегодня принимает 700—800 бортов в день. Кстати, все московские аэродромы, несмотря на интенсивность работы, находятся недалеко от города. Так, аэропорт Внуково расположен в одиннадцати километрах от МКАД и в 30 километрах от центра столицы. Аэропорт Домодедово расположен вблизи города Домодедово, Шереметьево — возле города Химки.

Беспокойство, что самолёт вдруг заденет многоэтажный дом, не имеет никаких оснований, уверен Сергей Родькин. Ни одно высотное строение не может быть построено вблизи аэропорта без согласования с его руководством. В соответствии с Воздушным кодексом это требование распространяется на территорию, ограниченную районом аэродрома.

Авиация — вид транспорта, связанный с большими рисками. Но по статистике лететь самолётом — это самый безопасный способ передвижения. Шансов пострадать на автомобильной дороге от пьяного лихача гораздо больше, чем стать жертвой авиакатастрофы. Да и в жилые дома водители, не справившиеся с управлением, въезжают гораздо чаще, чем на них падают самолёты.

— В прошлом году в результате крушения воздушных средств погибли 34 человека, — говорит Сергей Васильевич. — В ДТП же по всей России гибнут тысячи людей. Вот это должно вызывать настоящее волнение.

Что касается вертолётов над Зелёной Рощей, вероятнее всего, это борты, выполняющие санзадания. Таким образом в городские стационары из разных районов края экстренно доставляют на лечение пациентов в тяжёлом состоянии. В год это более полутора тысяч человек.

В Красноярске расположены две вертолётные площадки. Одна из них находится на острове Татышев, другая за Северным. Поэтому вертолёты чаще всего видят опять же жители Советского района.

Кроме медицинских учреждений заказчиками полётов являются различные ведомства, учреждения, предприятия. Услуги вертолётных перевозок в Красноярске осуществляют около десятка компаний. В целом вертолётный парк составляет примерно сто единиц. Красноярское управление воздушного транспорта является территориальным органом исполнительной власти, которое осуществляет регулирование авиационной деятельности на территории Красноярского края, Тувы и Хакасии. Здесь согласуются схемы всех полётов. “Неучтённые” воздушные средства в небе над нашим городом не летают. Даже те, кто выполняет прогулочные, демонстрационные полёты, должны сообщить о своих передвижениях в курирующее ведомство. Рейс действительно очень дорогое удовольствие. Стоимость часа полёта зависит от нескольких условий — расстояния, модели воздушного средства. Например, шестьдесят минут на Ми-8 будут стоить восемьдесят тысяч рублей, на Ми-26 — полмиллиона рублей. Ми-26 — это самый большой вертолёт в мире, и такие машины в Красноярском крае тоже есть, в нашем регионе они обслуживают крупные предприятия.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА