Новости

От “Некрасова” до “Булгарии”

От “Некрасова” до “Булгарии”

Трагический урок не забыт

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Надо, чтобы обязательно что-то сгорело, взорвалось, утонуло… И тогда массовое благодушие на краткий миг сменяется гневными обличениями политиков и лихорадочной активностью контролирующих инстанций. А можно ли сделать так, чтобы контроль был чётким и постоянным?

Трагедия “Булгарии” стала национальной трагедией. И, скорбя о погибших, люди задают вопрос: почему это случилось и как сделать так, чтобы подобное не повторилось?

Сегодня настоящая причина катастрофы ещё не установлена, и потому версий более чем достаточно. Начиная от плачевного технического состояния и заканчивая неподготовленностью и халатностью экипажа. Конечно, рано или поздно следствие установит истину. Однако меры предосторожности надо принимать уже сейчас.

Поэтому тотальные проверки речных судов сегодня проходят на всех реках России. Не стал исключением и Енисей. 12 июля губернатор Красноярского края Лев Кузнецов провёл совещание по безопасности на речном транспорте. После минуты молчания в память о погибших на “Булгарии” губернатор потребовал доложить о состоянии речного флота в крае.

Как выяснилось, состояние вполне удовлетворительное. Насколько оно может быть удовлетворительным. Дело в том, что новых судов в стране сегодня не строят — это невыгодно. Поэтому три пассажирских теплохода, которые сегодня ходят по Енисею — “Матросов”, “Лермонтов” и “Чкалов”, имеют достаточно солидный возраст. К примеру “Лермонтов”, который, кстати, относится к той же серии, что и злополучная “Булгария”, построен в 1958 году. Однако, как считают специалисты, сам по себе возраст кораблю не помеха. При хорошем содержании до сих пор в ряде случаев эксплуатируются даже колёсные ретросуда. Важно своевременно производить ремонт, в том числе и капитальный. Кстати, в случае с “Булгарией” это правило не соблюдалось. Судно переходило из рук в руки, и каждый новый арендатор стремился извлечь из него максимум прибыли, не тратя деньги даже на восстановление износа. Красноярским теплоходам в этом отношении повезло больше. В 2006 году они перешли из ОАО “Енисейское речное пароходство” в ОАО “Пассажирречтранс”, находящееся в собственности государства. После передачи на каждом из судов были проведены капитальные ремонты, произведена частичная замена корпусов, силового оборудования, установлены новые гребные валы. Тем не менее сразу после гибели “Булгарии”, генеральный директор ОАО “Пассажирречтранс” Леонид Фёдоров распорядился начать на всех судах компании дополнительную проверку спасательных и водоотливных средств, исправность и герметичность иллюминаторов. Проведены внеплановые учения “человек за бортом”, отработаны схемы экстренной эвакуации пассажиров и экипажа.

Как очевидно, направленность этих мероприятий — свести до минимума такой риск, как человеческий фактор, — ведь по одной из версий, причиной гибели “Булгарии” стали открытые иллюминаторы, через которые вода попала в трюм, изменив устойчивость судна. Те же самые открытые иллюминаторы, вкупе с перегруженностью, сыграли роковую роль в трагедии, произошедшей на Енисее более пяти лет назад, — гибели теплохода “Некрасов”. Кстати, может быть, именно благодаря этой катастрофе сегодня на нашей реке наведён определённый порядок. Тем не менее губернатор края Лев Кузнецов дал поручение провести полномасштабную проверку енисейского флота.

По словам заместителя начальника Енисейского управления морского и речного надзора Виталия Деревцова, проверка сейчас проводится от Дудинки до Кызыла, и в ближайшее время её итоги будут подведены. Впрочем, контроль на реке осуществляется не только по случаю — он ведётся постоянно.

— После гибели “Некрасова”, — сообщил нам Виталий Деревцов, — была создана структура с участием наших специалистов, ФСБ, УВД на транспорте и других контролирующих организаций, которая строго следит за техническим состоянием судов и условиями эксплуатации. Перед каждым рейсом тот же “Лермонтов” проходит проверку, которая состоит из нескольких этапов и осуществляется разными ведомствами. Проверяется всё — от исправности силовой установки, до количества пассажиров…

Более сложной, по словам Виталия Деревцова, является ситуация с плавучими гостиницами Красноярска. На сегодня разрешена эксплуатация в этом качестве лишь дизель-электрохода “Литва”, стоящего у торгового центра. Эксплуатация всех остальных судов-гостиниц запрещена. Однако соблюдается ли это запрещение — другой вопрос.

Впрочем, очевидно, что у прокуратуры появится немало вопросов к судовладельцам. Стремясь увеличить рентабельность, они зачастую пренебрегают нормами и правилами перевозок. Так, зафиксирован ряд случаев превышения допустимого количества пассажиров на теплоходах, курсирующих в Красноярском море. Отмечены и случаи грузоперевозок без соответствующей лицензии. Наконец, есть огромная армия владельцев маломерных судов, многие из которых не имеют ни государственной регистрации, ни опыта. Так что многое надо ещё сделать для того, чтобы водные пути стали безопаснее.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА