Новости

В храме истории

В храме истории

Отрасль сквозь призму времени

Как ни крути, а все самые важные этапы развития человечества связаны с открытиями в области металлургии. Научившись добывать медь и олово из горной породы, а потом и получать их сплав — бронзу, люди где-то с середины четвёртого тысячелетия до нашей эры вступили в век Бронзовый. А затем, ближе к первому тысячелетию до нашей эры с получением железа — в век Железный.

Это сегодня мы пользуемся посудой, орудиями труда, огромным количеством предметов из металла, нас окружающими, даже не задумываясь об их ценности и важности. А когда-то в незапамятные времена первый медный топор произвёл революцию в общественном развитии. Да и создание металлургических заводов уже в XIX веке носило важную, градообразующую роль в развитии региона. Чем же памятна история развития металлургии нашего региона? Где ещё узнать об этом лучше, как не в Красноярском краевом краеведческом музее, хранилище нашей истории? Туда мы и отправились в поисках исторического знания.

Поначалу, когда проходишь по коридорам и музейным залам, среди большого количества экспонатов не замечаешь ничего, что могло бы рассказать о металлургии края. Из различных предметов, выставленных в экспозиции, в глаза бросается лишь необычный костюм, явно говорящий о том, что носивший его человек занимался тяжёлым физическим трудом, да к тому же ещё и опасным. Не зря ведь рабочая форма защищает не только тело, но и руки, голову, лицо. Этот костюм металлурга попал в краеведческий музей в 2004 году из Норильска.

Но самые интересные свидетельства развития металлургии в регионе сегодня скрыты от глаз обычного посетителя. Ведь выставить все предметы в экспозиции у работников музея просто нет возможности. А потому, чтобы увидеть все сокровища, нужно оказаться в святая святых любого музея — в хранилище.

Только побывав там, начинаешь понимать настоящую суть музея — суть хранителя истории. И даже дорога к хранилищу приобретает особый, таинственный смысл. Судите сами: прежде чем попасть в него, нужно пройти большое количество коридоров и залов. К концу пути начинаешь чувствовать себя в некоем лабиринте, специально созданном для того, чтобы не каждый мог найти дорогу к сокровищнице. Усиливает впечатление таинственности и большое количество дверей, непременно закрывающихся на ключ. А завершает путь чёрная винтовая лестница, скорее напоминающая о какой-нибудь старинной сказке, чем о детали современного здания. И вот, пройдя такой необычный путь, наконец-то можно оказаться в месте, где хранится история.

С виду обычная комната, по периметру которой стоят стеллажи, заставленные огромным количеством экспонатов. Но стоит приглядеться, и в самых обычных предметах проступают приметы исторических событий. Например, ажурные тарелки и блюда сегодня из обычной домашней утвари превратились в экспонат, рассказывающий о металлургии в нашем крае. Эта посуда — продукция Абаканского железоделательного завода, просуществовавшего недолгое время в XIX веке, но успевшего сыграть свою роль в истории: за своё короткое существование он обеспечивал продукцией целый регион.

Самое большое количество предметов, пожалуй, отражают советский период истории края. Здесь можно встретить и костюмы, и орудия труда, и продукцию металлургии, и свидетельства истории самих заводов. И это не случайно. Во-первых, с советским периодом связано бурное развитие металлургии в крае, строительство предприятий. А во-вторых, в те времена пополнению фондов музея способствовала политика государства.

— Раньше работать было проще, — признаются сотрудники музея. — Была чёткая идеологическая политика, направленная на сохранение истории, а потому продукция заводов советского времени занимает большое место во всех тематических экспозициях, посвящённых промышленности края. Теперь находить контакт с предприятиями стало гораздо сложнее, и уже мы, музейщики, идём навстречу первыми, заботимся о сохранении истории сами. И здесь всё зависит от руководителя предприятия, от того, насколько он близок к культуре, истории.

К счастью, сегодня предприятия всё чаще выражают готовность к культурному сотрудничеству. Вот и появляются рядом с ажурными тарелками XIX века костюмы, орудия производства и продукция современной металлургии (алюминиевые чушки, ковш для разлива металла, образцы металлов, сырьё, образцы руды). Сотрудники музея комплектуют продукцию и изделия предприятий края, изучают их с помощью профессионалов, и только после этого экспонаты достигают своей главной цели — выставляются на публику.

В замкнутом пространстве неподвижные предметы представляются застывшими моментами истории, подтверждающим важность сохранения каждой детали, каждой частицы эпохи.

И когда спускаешься из хранилища вниз, то начинаешь по-другому смотреть на выставленные в витринах экспонаты. Замечаешь среди огромного количества предметов и топоры, и молотки, и посуду, рассказывающие о развитии металлургии в крае и говорящие о том, что у каждой вещи — своя история, а у истории — свои приметы.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА