Новости

Друг в Сети — не советчик

Друг в Сети — не советчик

Беседы на форумах могут стоить жизни

“Недавно освоила компьютер и открыла для себя возможности Интернета. Мне очень понравились медицинские сайты и форумы. Да и вообще сейчас в Интернете можно с любым специалистом проконсультироваться. Скажите, насколько грамотны такие советы? Например, мне нужен хороший юрист, а на личном приёме хочется сэкономить. Поможет ли консультация в Интернете?”

С таким вопросом к нам обратилась читательница Светлана Рыжникова. Он волнует сегодня многих людей. Онлайн-консультирования очень популярны. Найти ответ можно абсолютно на любой вопрос. Общение в Сети невероятно удобно. Это экономия времени и нервов, относительная анонимность, возможность вдумчиво сформулировать свои вопросы — на личной консультации от волнения обычно всё улетучивается из головы. Ещё это гораздо дешевле.

Вот только можно ли доверять виртуальным специалистам, берут ли они на себя ответственность, если совет навредил? Понятно, что когда дело касается кулинарных форумов, сообществ для рукодельниц, любителей рыбалки или авиамоделирования — это одно. Подгорелый пирог или неудавшийся клёв жизни не сломают. И совсем другое — рекомендации медицинского характера.

Самые востребованные специалисты онлайн-консультаций — врачи и юристы. Они дают советы на тематических порталах, сайтах своих компаний, личных страницах. Но безграничное доверие к такого рода советам может серьёзно навредить.

Не так давно большой резонанс вызвал трагический случай — трёхмесячная девочка умирала от пневмонии, а её мать в это время советовалась с членами одного из ЖЖ-сообществ. По факту гибели ребёнка возбуждено уголовное дело. Женщину заподозрили в причинении смерти по неосторожности. Как стало известно в ходе следствия, мать родила девочку в домашних условиях. После родов женщина, во время беременности не состоявшая на учёте в консультации, не обратилась к специалистам для квалифицированного наблюдения за новорождённой. Несколько дней ребёнок находился с матерью у её родителей в отдалённой деревне. После перенесённой ветрянки у девочки ухудшилось состояние. Однако мать в течение нескольких дней самостоятельно лечила её гомеопатическими средствами и следовала советам виртуальных собеседников — посетителей сайта, посвящённого домашним родам. Обеспокоенная женщина жаловалась, что у малышки несколько дней сильная бледность, синюшные губы и ногти, постоянный понос, пена изо рта, прерывистое дыхание, температура. В ответ на описание таких симптомов у трёхмесячного ребёнка собеседники предположили кишечное расстройство и предложили… помазать кроху календулой. Наконец женщина всё же обратилась за квалифицированной помощью к врачам, они настаивали на госпитализации ребёнка, но родительница, по версии следствия, от неё отказалась, вернулась в деревню и вроде бы как засобиралась в Москву. В этот же день девочка умерла, о чём мать и сообщила на форуме. Вся переписка велась закрыто, но кто-то из возмущённых пользователей представил посты общественности. Тогда и разгорелся скандал, в который вмешались правоохранительные органы. Защищая женщину, некоторые блогеры пытались обвинить официальную медицину — мол, советоваться в виртуальное пространство люди идут от недоверия к реальным врачам.

Однако одна из членов этого ЖЖ-сообщества представлялась практикующим акушером-гинекологом. С ней и советовалась мать девочки.

После трагедии “врач” оставила на своём сайте странный комментарий: “Я везде общаюсь как частное лицо с частными лицами. Мать ребёнка — моя давняя интернетная знакомая, моя переписка с ней не более чем общение двух знакомых по Интернету, но никак не общение врача с пациентом…Мое мнение в интернет-сообществах — это всего лишь мнение частного лица, которое может быть каким угодно, в том числе и совершенно ошибочным”.

Тем, кто консультируется в Интернете, нужно помнить, что добросовестный специалист не будет ставить точный диагноз виртуально, не видя пациента и пользуясь лишь вашим описанием симптомов. Проявляться те или иные заболевания могут не обычным образом, особенно в букете. Вы можете ошибаться в описании симптомов, путая покраснение и отёчность, степень боли, её очаги. То, что пациент может считать незначительным, окажется важным для врача.

Ни одна онлайн-консультация не определяет наступления беременности или наличие инфекции в организме. А такими вопросами тоже часто пытают виртуальных врачей.

Вот несколько примеров пространно сформулированных вопросов, ответить на которые заочно невозможно. “Ребёнку полтора года, начал похрипывать и подкашливать. Что посоветуете дать ребёнку, чтобы не разболелся?”

“Стала сильно терять в весе, за два месяца похудела на одиннадцать килограммов. Что со мной?”

Если виртуальное общение “пациент — врач” имеет немало рисков, то в консультировании специалиста со специалистом — только плюсы.

— Будущее за информационными технологиями, которые стремительно развиваются, в том числе и в медицине, — говорит Владимир Бауэр, депутат Красноярского городского Совета депутатов, главный врач городской детской клинической больницы № 5. — В онлайн-консультировании, если оно организовано профессионально, вижу только преимущества. Например, на сегодняшний день краевая клиническая больница имеет возможность проводить такие консультации со специалистами медицинских учреждений из других городов и регионов. С помощью телекоммуникаций специалист может общаться с пациентом, его лечащим врачом и назначить лечение. Вот только проводить оперативные вмешательства таким способом пока проблематично.

Неграмотная юридическая консультация имеет меньший вред. Но, ведя виртуальные беседы, вы можете упустить время, за которое проблема могла бы решиться.

— Наше бюро рассматривало возможность онлайн-консультирования клиентов, — рассказывает Виталий Дроздов, депутат Красноярского городского Совета депутатов, адвокат. — Однако пока мы от этой идеи отказались. Как правило, заочно можно ответить лишь на стандартный вопрос. Если же проблема имеет свои важные нюансы, специалисту, чтобы вникнуть в неё, необходима личная беседа с клиентом. Часто требуется знакомство с документами, а сделать это виртуально довольно сложно.

Тем не менее, считает Виталий Александрович, интернет-консультации могут быть очень удобны, когда клиенты часто задают одни и те же распространённые вопросы. С чего начинать процедуру, куда обратиться, какие документы требуются — для решения многих вопросов есть свой порядок действий. В процесс онлайн-общения экономится время клиента, ему уже не нужно искать юриста и планировать встречу с ним.

Виртуальные консультации хороши тем, что можно записаться на приём к интересующему вас высококлассному специалисту, в реальной жизни это может оказаться затруднительным. Многие именитые профессионалы очень заняты. А в Сети вы опять же имеете возможность получить пусть и краткий, но ценный ответ на свой вопрос.

Необходимо всегда обращаться к авторитетным источникам. Для начала выясните, существуют ли необходимые интернет-ресурсы, где консультируют специалисты из вашего города. Так вы сможете навести справки и при необходимости записаться на личную встречу. Если специалиста нужного профиля в списке нет, попробуйте узкотематические ресурсы — целиком посвящённые вашей проблеме. Ознакомьтесь с квалификацией консультантов. Хотя бы минимальная информация о человеке должна присутствовать на самом сайте.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА