Новости

Почему предприятие стало банкротом

Почему предприятие стало банкротом

Неподъёмный груз кранов Сибитяжмаша

_Июнь 1941 года. Война. Гитлеровские захватчики стремительно продвигаются по территории Советского Союза. Государственный комитет обороны предпринимает срочные меры по эвакуации населения и промышленных предприятий. Из Бежица Брянской области в Красноярск приходят эшелоны оборудования паровозостроительного завода “Красный профинтерн”. _

На его базе строится Красноярский паровозостроительный завод. Уже в августе он поставляет на фронт снаряды, гранаты и миномёты, а через год выпускает первый паровоз серии “Серго Орджоникидзе”. Так началась героическая история “Сибтяжмаша”, сделавшего бесценный вклад в освобождении страны от фашизма.

Июнь 2011 года. Перед входом на предприятие проводится митинг работников. Собралось около 300 человек. В руках транспаранты, чёрной краской выведены лозунги: “Зачем министерство, если нет промышленности?”, “Отдайте нашу зарплату!”, “Ау, где вы, наши депутаты?”. В микрофон люди высказывают своё возмущение: производство остановлено, цеха урезают, дорогостоящие станки и оборудование продаётся по цене лома, весь коллектив подлежит сокращению, предприятие объявлено банкротом. История завода заканчивается…

____Собственно говоря, проблемы на Сибтяжмаше начались в 2009 году, когда резко сократилось количество заказов. Основная деятельность предприятия заключается в производстве тяжёлых мостовых кранов грузоподъёмностью свыше 200 тонн. В России нет ни одного другого завода, который бы этим занимался, предприятие по праву является одним из флагманов отечественной тяжёлой промышленности. Но конъюнктура рынка, которой во многом способствовал мировой финансово-экономический кризис, сильно изменилась, и продукция завода оказалась невостребованной. Уже в конце августа было введено внешнее наблюдение, а в декабре из-за нехватки средств на закупку материалов возникла дебиторская задолженность, и руководство отправило более двух тысяч работников в вынужденный отпуск. 1 июня 2010 года на предприятии из-за долгов перед энергетиками общей суммой в 21 миллион рублей отключили электричество, а буквально на следующий же день в ситуацию вмешалась краевая власть: генеральным директором завода Павлом Лусниковым, министром промышленности и энергетики Денисом Пашковым и представителями Красноярскэнергосбыта был разработан график погашения задолженности. Электроснабжение было восстановлено, но уже в декабре производство приостановилось вновь.

__В результате этих перипетий из более двух тысяч человек, работающих на предприятии, в период неоплачиваемого отпуска уволилось по собственному желанию около 700, долги перед работниками составили порядка 40 миллионов рублей, а из-за длительного простоя произошло нарушение бесперебойного цикла производства (для его возобновления необходимо привлечение больших денежных средств).

— Главная проблема заключается в том, что в период кризиса руководство завода не приняло никаких мер для повышения эффективности производства, — заявил Денис Пашков. — Скажем, более половины производственных мощностей предприятия давно уже были не задействованы, не вовлечены в хозяйственный оборот. Кроме того, на предприятии неоправданно завышено количество рабочих. И в-третьих, для нас большим удивлением было узнать, что на заводе нулевая кредитная нагрузка. То есть он работал, не привлекая заёмных средств: это нонсенс для такого предприятия.

____10 марта текущего года правительство края вновь обратило внимание на Сибтяжмаш, которому было субсидировано из регионального бюджета порядка 140 миллионов рублей — беспрецедентная сумма на поддержку предприятия машиностроительной отрасли.

Опять было заключено соглашение. Руководство завода пообещало обеспечить погашение задолженности за потреблённую электроэнергию в соответствии с графиком, согласованным с ОАО “Красноярскэнергосбыт”, своевременно осуществлять текущие платежи, погасить долги по заработной плате до 1 июля, обеспечить загрузку предприятия заказами, разработать план развития и программу оптимизации производства и снижения издержек (в том числе путём вовлечения в хозяйственный оборот или реализации незадействованных производственных мощностей) и даже погасить задолженность по профсоюзным взносам (около 500 тысяч рублей). Но дальше деклараций дело опять не пошло. Как ни пытались в министерстве промышленности и энергетики подвигнуть администрацию к каким-либо действиям, должного результата достичь не удалось. В итоге краевая власть выказала своё недоверие руководству завода, а уже в мае арбитражный суд признал предприятие банкротом: была введена процедура конкурсного управления.

____В это же время активные действия начала предпринимать и прокуратура, которой было поручено проверить расходование краевых субсидий. Стражами порядка было установлено, что руководство предприятия представило сфальсифицированные документы для получения господдержки. Кроме того, выяснилось, что оно не уплатило налоги в период с 2006-го по 2009 год на сумму свыше 26 миллионов рублей и что с обанкроченного предприятия топ-менеджеры начали вывозить ценное оборудование. В итоге в отношении гендиректора Павла Лусникова возбудили уголовное дело.

Но 2 июля его настигла более чем странная смерть в сауне. По предварительной версии, Павел Леонидович мог отравиться некачественным алкоголем и даже метанолом. Однако проведённая экспертиза по сей день не может подтвердить это, как, впрочем, и дать окончательный результат обследования.

Уход из жизни Лусникова породил множество проблем. Во-первых, Павел Леонидович обладал контрольным пакетом акций, и встаёт вопрос, кто и как ими распорядится. Пока что наследниками значатся ближайшие члены семьи. Во-вторых, он, даже будучи отстранённым от управления предприятия, решал его вопросы.

— Сибтяжмаш на самом деле не одна фирма, а несколько, — рассказал заместитель прокурора Кировского района Красноярска Сергей Боль. — Головное ЗАО “Сибтяжмаш” обанкрочено, и все долги висят на нём, а дочерние структуры ЗА “ПО “Сибтяжмаш” и ООО “Сибтяжмаш”, в которые выведено большинство активов, остались за Лусниковым, и без них невозможна производственная цепочка.

Но в администрации края считают это несущественным, поскольку сейчас прорабатывается вопрос о продаже предприятия, о чём уже была договорённость с топ-менеджментом. На данный момент рассматривается несколько предложений, одно из которых поступило от Уралвагонзавода. Главное условие региональных властей заключается в сохранении специфики производства. Однако нынешних работников это вряд ли как-нибудь обнадёжит: их сокращение в любом случае пройдёт в течение лета. И сегодня им только и остаётся что гулять по пустым цехам и вспоминать о былом величии легендарного завода.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА