Новости

А управлять не хочется

А управлять не хочется

Социологи констатировали пассивность жителей

_Удивительно, но факт: никто не знает, когда в России началась реформа ЖКХ. Существуют три варианта. Первый: реформа началась с 1 марта 2005 года — момента вступление в действие Жилищного кодекса РФ. Однако многие считают истоком коммунального обновления 1997 год, когда вице-премьер Борис Немцов объявил о переходе до 2003 года к 100-процентной оплате услуг ЖКХ. _

Наконец, особо глубокие изыскатели приходят к выводу, что реформа “пошла есть” от закона “Об основах федеральной жилищной политики”, который наметил переход отрасли на самоокупаемость в течение пяти лет, когда население станет целиком оплачивать все жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). А закон сей принят аж в декабре 1992 года, и, следовательно, с тех пор минуло без малого 20 лет…

Однако даже если придерживаться версии номер один, прошло достаточно времени, чтобы задать вопрос: что за эти годы изменилось в умах людей? Именно такой целью озадачились специалисты фонда “Общественное мнение — Красноярск”, которые провели исследование на тему “Изучение восприятия и отношения красноярцев к реформе жилищно-коммунального хозяйства”.

Социологи задали жителям Красноярска множество вопросов. Какие коммунальные проблемы, в том числе проблемы собственного дома, наиболее волнуют жителей? Каково мнение людей о работе управляющих компаний и ТСЖ? Как красноярцы участвуют в управлении своими домами? Как они относятся к энергосбережению: переходу на экономичные приборы освещения, установке счётчиков водных и тепловых ресурсов? Кроме того, ставилась задача получить мнения горожан о том, что изменилось в обслуживании за последний год, и собрать замечания и предложения.

Результаты исследования получились, прямо скажем, весьма любопытные. Во-первых, потому, что мы наконец-то знаем, что такое “средний красноярец” с точки зрения обеспеченности жильем. Это человек, проживающий в панельной двухкомнатной хрущёвке или улучшенке — в доме, построенном от 50 до 30 лет назад. Такому критерию соответствуют две трети участников опроса.

Это, в свою очередь, определило преобладающий способ управления жилыми домами — через управляющую компанию. Лишь 10 процентов респондентов являются членами ТСЖ. При этом подавляющее большинство красноярцев вообще не знают, что существует такой способ распоряжения своим домом, как непосредственное управление собственниками.

Оценка деятельности управляющих организаций оказалась весьма нелицеприятной. 25 процентов опрошенных считают, что эти организации только делают вид, что работают в интересах жителей. Треть респондентов считают, что они работают исключительно в собственных интересах. При этом мнения жильцов о работе этих организаций практически не зависят от форм управления. То есть нельзя сказать, что ТСЖ пользуется большим доверием, нежели управляющая компания.

Естественно, на этом фоне трудно ожидать, что качество услуг заслужит положительные отзывы. Впрочем у красноярцев очень мало нареканий по подаче газа, холодной воды и обслуживанию домофонов. Зато очень много по таким видам услуг, как “капитальный ремонт”, “текущий ремонт и содержание жилого фонда”.

Но вот что не может не вызывать удивления. При столь низкой оценке деятельности управляющих организаций граждане не готовы брать вопросы управления под свой контроль. 18 процентов опрошенных даже не знают, кто управляет их собственным домом. Три четверти респондентов не принимали участия в общих собраниях, посвящённых выбору способа управления их домами. Лишь каждый десятый когда-либо обращался в устной или письменной форме в ТСЖ или управляющую компанию или несколько раз участвовал в собрании собственников квартир. И, самое печальное, две трети опрошенных вообще никак не участвуют в управлении домом.

Откуда же такая пассивность?

— Здесь можно выделить две проблемы, — считает заместитель председателя городского Совета депутатов Алексей Додатко. — Первая — это объективные претензии к качеству оказываемых услуг, к обоснованности их стоимости, к соблюдению элементарных нормативов в сфере обслуживания жилого фонда. Эти претензии, по опыту моей работы с жалобами и обращениями граждан, зачастую оказываются вполне обоснованными. Но, с другой стороны, мы должны понимать, что реформа потому и называется “реформой”, что она связана с принципиальными изменениями в управлении жилищным фондом. На протяжении десятилетий жители не являлись собственниками и не несли никакой ответственности за управление своими домами и их состояние. И, конечно, надо учиться. Учиться распоряжаться своей собственностью, учиться экономить ресурсы, понимать, на что идут деньги, которые ты платишь или не платишь за жилищно-коммунальные услуги. Понимать, что эти затраты самым прямым образом связаны с качеством твоей жизни. И учиться этому, к сожалению, придётся ещё долго…

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА