Новости

Почем тростник в Бразилии?

Почем тростник в Бразилии?

Ц

ены на продукты в нашей стране достигли своего потолка — уровня покупательной способности населения. И если эта планка ещё продолжит подниматься, то многие будут вынуждены экономить на своём привычном рационе. Такой вывод сделала рабочая группа Общественной палаты. Специалисты с мая прошлого года по май нынешнего следили за стоимостью хлеба, сахара, яиц, молока, творога, масла, мяса, рыбы и картофеля в столицах федеральных округов.

Вердикт неутешительный — в среднем цены поднялись на 30 процентов. Если рассматривать международную статистику, то мы обогнали на 13 процентов США, Китай, Португалию и Испанию. При этом наши доходы на 25 процентов ниже, чем в этих странах.

“Мы уже отказались от свинины и говядины, из мяса употребляем только курицу”, — отмечает Маргарита, молодая мама, находящаяся в отпуске по уходу за ребёнком. Муж Маргариты работает на стройке, где нередко задерживают выдачу зарплаты. К тому же у молодой мамы после родов начались проблемы со здоровьем, и женщина тратит порядка пяти-шести тысяч рублей в месяц на лечение. Так что приходится экономить.

— Я не отслеживаю, насколько подорожали те или иные продукты, — поделилась Маргарита. — Просто в течение месяца собираю чеки, подсчитываю затраты, потому как должна уложиться в шесть тысяч рублей, отведённых на питание семьи из трёх человек (для сравнения: в среднем на продукты питания в крае человек тратит около трёх тысяч рублей в месяц — Ред.). И получается, что месяц от месяца приходится исключать некоторые продукты из рациона — не хватает запланированной суммы. Недавно вынуждены были отказаться от колбасы, слишком дорого. Фрукты беру только дочке, сами обходимся овощами, выращенными на своей даче.

От деликатесов — той же колбасы — можно и отказаться. Но некоторые продукты просто обязаны присутствовать в рационе человека.

— К примеру, мясо и творог должны быть на столе каждый день, — разъясняет диетолог Елена Соколова. — Но продукты эти относятся к дорогим и не каждому по карману. Вообще, сегодня для полноценного рациона нужны немалые средства. Существует определённое количество питательных веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, которые должны ежедневно поступать в организм человека. При их недостатке могут возникнуть проблемы со здоровьем.

Например, недостаток белков в питании вызывает у детей замедление роста и развития, а у взрослых — глубокие изменения в печени, нарушение деятельности желёз внутренней секреции, изменение гормонального фона, проблемы с сердечной мышцей, ухудшение памяти и работоспособности. Сонливость, депрессия, ухудшение состояния кожи, общее снижение иммунитета — это ещё не самые худшие последствия недостатка витаминов, которые сейчас многим недоступны из-за дороговизны фруктов.

Впрочем, не только фрукты стали редкими гостями на столах многих россиян. Для сравнения приведём данные Красноярскстата. Если в мае прошлого года подсолнечное масло стоило 59 рублей, то в мае нынешнего года — 80. Подорожало и молоко с 28 до 34 рублей. Цена творога выросла со 148 рублей до 190. Но больше всего подскочили в цене пшено (с 25 до 60 рублей) и гречка (С 31 до 123 рублей). Таким образом, стоимость растительного масла увеличилась на 11,8 процента, творога на 28,3, пшено подорожало в два раза, а гречка в четыре. Средняя же заработная плата жителя региона за аналогичный период увеличилась всего на 10 процентов, да и то не у всех работающих граждан.

По закону рынка цены после достижения ими своего потолка должны остановиться. Однако на прошлой неделе аналитики предсказали увеличение стоимости сахара. Причина — плохие погодные условия и старение плантаций сахарного тростника в Бразилии, которая является крупнейшим его крупнейшим экспортёром. Причём, как говорят аналитики, следует ожидать роста цен на сахар до 36 центов за фунт — нового рекордного уровня за последние 30 лет. Хотя у нас в стране цены на сахар растут не только по причине неурожая и погодных катаклизмов. Традиционно в летний период он раскупается населением как горячие пирожки. Хозяйки делают различные заготовки варенья и компотов на зиму, поэтому и спрос на сладкий продукт в это время растёт.

— В основном на ценовую политику влияет покупательский спрос, — подчёркивает Роман Коняшкин, управляющий одной из консалтинговых компаний. — Если тот или иной продукт активно раскупается населением, то и цена на него растёт. К примеру, тот же сахар. Тем не менее рынок цен — некий саморегулирующийся организм. И постоянно стоимость на товары расти не может: либо появится конкурент, который снизит цену, либо люди просто не смогут покупать слишком дорогие продукты. Тогда, чтобы реализовать продукцию, продавцы будут вынуждены сделать её по карману потребителя.

И возможности для этого есть. В интернет-газете “Взгляд” приводится структура формирования стоимости батона за 16 рублей. На сырьё и материалы (муку, соль и так далее) приходится 26, 6 процента от конечной стоимости, что в денежном выражении составляет 4,2 рубля. Далее затраты на аренду помещения — 11,4 процента, или 2 рубля. На услуги ЖКХ отводится 8 процентов, то есть 1,3 рубля, транспортные расходы — 1,4 процента (0,2 рубля), зарплата сотрудникам хлебопекарни — 6 процентов (0,9 рубля). Затем берётся в расчёт износ оборудования (1,4 процента), налоги (5 процентов), административная рента (затраты на оформление документации) — 3,2 процента и прибыль производителя (пекаря) — 2 процента. Парадокс в том, что, когда этот батон оказывается на прилавке, торговая накрутка составляет уже 35 процентов. Согласитесь, у продавца просто зверский аппетит, который можно и поумерить, а значит, и продукт сделать дешевле.

По мнению Романа Коняшкина, ценовой механизм можно регулировать за счёт налогообложения и административных рычагов.

Как считает депутат Законодательного собрания Красноярского края Василий Моргун, короткие спекулятивные скачки цен, связанные с сезонностью либо неурожаем, легко решаются путём таможенной политики, госзакупок и резервов — это уже научились делать.

— Другая проблема, что цены у нас не только на продовольствие, но и на электроэнергию достигли мирового уровня, — отмечает Василий Моргун. — По этой причине мы можем потерять все конкурентные преимущества. И проблему эту, на мой взгляд, необходимо решать путём развития государственной политики в области торговой деятельности.

К слову сказать, федеральный закон о торговле был принят год назад, но, как отмечают наши эксперты, по сути, работать он ещё не начал. В настоящее время рассматривается и краевой закон о торговле. И хотя в первом чтении он принят, но требует дальнейшей проработки.

— Сегодня у нас в крае нет органа исполнительной власти, отвечающего за состояние торговли в регионе, — констатирует Василий Моргун. — И этот организационно-административный момент нужно решить до того, как мы начнём осмысленно говорить о политике в отношении цен. В настоящее время мы начали переносить акцент госрегулирования в сферу торговли продукцией аграрно-промышленного комплекса. В этом году в бюджете заложено 100 миллионов рублей на продвижение продукции местных производителей. И чем больше её появится на наших прилавках, тем больше рычагов для регулирования цен будет у краевой власти.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА