Новости

Жизнь после дембеля

Жизнь после дембеля

Запасники станут партизанами

Сейчас для молодых людей, отдавших долг Родине, юность в сапогах заканчивается сразу после того, как за спиной закрываются ворота войсковой части, а армия напоминает о себе только фотографиями в дембельском альбоме и военными сборами. Но в ближайшее время система пребывания российских граждан в запасе может кардинально измениться, и каждый гражданин, отдавший армейский долг Родине, будет получать предложение стать бойцом своеобразного второго фронта.

Один из авторов нововведения, председатель Комитета Государственной думы по обороне Виктор Заварзин поясняет, что в России необходимо создать мобилизационный людской резерв и мобилизационный же людской ресурс. Согласно инициативе, запасники, прошедшие школу мужества, становятся так называемым резервным войском, которое в случае необходимости армейское командование, руководство Службы внешней разведки и ФСБ может призвать под свои знамёна. Причём поводом для мобилизации служит не только война, но и крупные учения, а также чрезвычайные ситуации.

Конечно, уже отслуживших в армии людей силком никто опять загонять в казарму не будет. Отрывать их от дома и работы на длительный срок тоже не собираются. Вхождение во второй фронт носит исключительно добровольный характер. Механизм примерно такой. Перед увольнением из армии командир предложит дембелю-призывнику подписать контракт. По нему вчерашний боец обязуется время от времени возвращаться в строй. Также набор контрактных резервистов будет вестись через военкоматы.

Самое интересное: чтобы мотивировать запасника к послеармейской службе, ему назначат ежемесячное денежное довольствие. По расчётам законотворцев, оно составит половину оклада резервиста по воинской должности и званию. Кошелёк запасника станет пополняться вне зависимости от того, работает он в данную минуту или находится в воинской части.

Тех же солдат и сержантов, кто перед увольнением не захочет подписывать контракт на службу в мобрезерве, включат в так называемый мобилизационный ресурс. Пребывание там дополнительных денег людям не принесёт. Они по-прежнему останутся военнообязанными, но вызывать на армейские сборы их будут реже, чем резервистов. А в случае чрезвычайной обстановки таких людей поставят под ружьё во вторую очередь.

Безусловно, оплата за нахождение в резерве — вещь новая для российской системы мобилизационной подготовки. «По первому сигналу в войска станут прибывать люди, чётко знающие своё место в строю, владеющие техникой, — фантазируют разработчики законопроекта. — При этом командир будет уверен, что боец не подведёт уже с первой минуты нахождения в части. Такой контингент, как говорят специалисты, уже язык не повернется называть, как сейчас, «партизанским».

Между тем люди в погонах не разделяют оптимизма чиновников. По словам официального представителя военного комиссариата Красноярского края Евгения Ремизова, создание системы резервистов, конечно, необходимо стране, однако, прежде чем переходить к ней, необходимо решить множество вопросов.

— Приведу небольшой пример. Согласно закону, молодой человек, состоящий на воинском учёте, должен в течение двух недель проинформировать военкомат обо всех изменениях в своей жизни: женился, развёлся, родился ребёнок, сменился адрес, телефон, — говорит Евгений Владимирович. — Но, к сожалению, законопослушание граждан оставляет желать лучшего. Штрафные санкции не приводят к должному результату. После прохождения военной службы не все молодые люди встают на учёт. Чтобы призвать 70 запасников на военные сборы, нам приходится задействовать 2,5 тысячи человек. Да, американцы — законопослушные граждане, но где гарантия, что наш гражданин, получающий деньги за нахождение в резерве, явится на сборный пункт по первому свистку.

Кроме того, встаёт вопрос: даже если такой резервист придёт на пункт сбора, много ли будет от него толку в армии?

— Я служил в учебной мотострелковой части на наводчика-оператора БМП и знаю, как достаются сержантские лычки, — говорит сержант запаса Сергей Вахрушин. — В моей роте первый взвод готовили на командиров отделения, им автоматически по итогам экзаменов выдавали звание младших командиров. Но знаете, как они сдавали экзамены? За них стреляли те, кто умел стрелять. Полковники дивизии даже не обращали внимания на то, что наши лица в тройках повторяются. Я сам стрелял на экзаменах за семерых и знаю много людей, которые получили звание младшего сержанта, ни разу не выстрелив ни из пушки, ни из ПКТ. И как вы думаете, откажется ли такой «спец» от прибавки к зарплате, зная, что благодаря ядерному сдерживанию войны не произойдёт? Вряд ли. Но если вдруг случится война, то все его боевые качества вылезут наружу и окажется, что бюджетные деньги он получал ни за что. Думаю, если и вводить подобное новшество, то мобрезервистов необходимо аттестовывать перед организацией им денежного довольства.

Пока вопрос аттестации и подготовки резервистов остаётся открытым, как, впрочем, и само принятие закона. По словам председателя правления Ассоциации объединения офицеров запаса генерала-полковника Юрия Букреева, который в своё время в ранге заместителя начальника Генштаба возглавлял Главное управление Сухопутных войск, в новом облике российской армии нет места запасникам. «И сейчас, судя по заявлениям руководителей Минобороны, непонятно, кто будет готовить резервистов», — делает вывод генерал.

Между тем создание армейского людского резерва планируется не только для нужд военных. Бывших солдат могут активно привлекать к ликвидации последствий техногенных катастроф и природных катаклизмов. Время от времени армия вынуждена заниматься этой задачей. Достаточно вспомнить, как прошлым летом военные помогали МЧС тушить пожары и заливали водой горящие торфяники. И, возможно, усиление спасательных отрядов резервистами станет как раз самым лучшим итогом всей новой затеи. Так, в Главном управлении МЧС по Красноярскому краю говорят, дополнительным людским рукам они будут только рады. «Привлечение резервистов к ликвидации ЧС — это пока лишь планы и разговоры, — говорят спасатели. — Как только будет принят соответствующий закон, будут очерчены наши права и обязанности, можно будет детально говорить о нововведении».

Однако прежде чем законопроекту стать законом, необходимо решить ещё одну задачу — как уговорить работодателя отпустить работника на сборы. Вряд ли частник смирится с тем, чтобы его подчинённый, отвечающий за важный участок работы, сможет спокойно отлучиться от выполнения своих служебных обязанностей на время сборов примерно на месяц или даже два. Даже для того, чтобы защищать Родину.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА