Новости

Гудок с запасного пути

Гудок с запасного пути

Что происходит на 113-летнем предприятии Красноярска

Остановка «Электровагоноремонтный завод». Флаги, лозунги, толпа численностью человек в пятьдесят. Пикет против сокращения работников завода, состоявшийся ещё месяц назад, проходил с явной политической окраской. Даже транспаранты были растянуты не перед административным зданием завода, а перед проходящим по улице Профсоюзов общественным транспортом и офисной вышкой «Офсета».

Звучит гудок. Рабочий день закончился, с проходной вышли сотрудники ЭВРЗ. К первому же попавшемуся подбежала женщина в красном фартуке, предлагая присоединиться к общественной акции. Грузный мужчина глянул на неё косым взглядом и, не промолвив не слова, прошёл мимо. Сквозь митингующую толпу не задерживаясь прошли и другие работники.

- Для нас было большим откровением узнать, что 23 июня напротив ЭВРЗ был запланирован пикет работников завода, - рассказывает председатель профсоюзной организации предприятия Сергей Кольцов. - В профком с заявкой никто не обращался, хотя у нас из 2 600 работников более 1 800 состоит в рядах профсоюза. Мы не отрицаем, что на заводе есть трудности, но совместно с администрацией пытаемся их решить. Профком хотел уже после акции выйти на контакт с её организаторами, чтобы узнать о намерениях и требованиях. Однако обоюдное желание пока не проявляется. Более того, самая разная информация стала появляться в Интернете. Почему-то никто не захотел детально разобраться в ситуации на предприятии. «Городские новости» - первое печатное издание, которое провело личную встречу. Хотя шума подняли на весь край. Я понимаю, что в этом году проходят выборы, и кто-то стремится набрать очки перед избирателями. Но зачем искажать реальность?

Трудности, о которых упомянул профсоюзный лидер завода, начались не этим летом. Уже три года подряд количество заказов на предприятии уменьшается, и во многом этому способствуют объективные причины. На 80 процентов объёмы производства загружены продукцией для материнской компании - ОАО «РЖД», и во многом оно определяет план работы ЭВРЗ на предстоящий период. В связи с тем, что с 2008 года стали падать пассажироперевозки, компания стала меньше выпускать электропоездов на пути. В итоге потребность в ремонте существенно снизилась, заказы сократились, и перед руководством завода встал вопрос, как загрузить свои производственные мощности.

Трудности на Красноярском ЭВРЗ начались три года назад, когда заказы сократились, и перед руководством завода встал вопрос, как загрузить свои производственные мощности.

- Если раньше на железной дороге электропоезда ходили в 10-вагонном исполнении, а в выходные и праздничные дни даже в 20-вагонном, и то не все дачники могли уехать, то сегодня в лучшем случае это четырёх- или восьмивагонные составы с небольшой интенсивностью, - рассказывает генеральный директор ОАО «КрЭВРЗ» Александр Гирш. - Народу попросту по железной дороге стало ездить меньше: кто-то получил права и купил автомобиль, а где-то появились автобусные направления - альтернативные виды транспорта ведь не стоят на месте. Другая причина падения заказов заключается в том, что сегодня пригородные электрички работают в рыночных отношениях. И если раньше никого не интересовала рентабельность маршрута - в иные дни ходили полупустые составы, то теперь считают каждую копейку и лишний вагон не выпустят.

На данный момент, как заявляет Александр Робертович, маркетинговая служба ищет все возможности по загрузке мощностей предприятия. Сотрудничество выстроено не только с 14 железными дорогами России, но в части производства запасных частей для подвижного состава с Белоруссией, Украиной, Казахстаном и Монгольской Народной Республикой. Через Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей удалось выйти на вице-президента ОАО «РЖД» Михаила Акулова, с которым вёлся разговор об увеличении заказов для завода. Этот же вопрос поднимался на личной встрече губернатора края Льва Кузнецова с президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным.

- Если нам удастся дозагрузить мощности, то мало кто будет сокращён, - заявляет Александр Гирш. - Третий год мы ведём политику приведения численности работников в соответствие с объёмами производства, но почему-то общественность на нас обратила внимание только в канун выборов. Мы не можем допустить работу с убытком в рыночных условиях...

Этим летом на предприятии официально намечено сокращение 140 ставок, получили предупреждение 108 работников. Уже введена сокращённая рабочая неделя, с частью работников заключены срочные трудовые договоры. Все эти меры, как заявляют в администрации завода, наносят наименьшее из возможных зол. По словам руководителей предприятия, если бы не оптимизация расходов, то количество увольняемых могло бы достигнуть полутысячи.

- Зависимости от возраста при выборе тех, кто подлежит процедуре сокращения, у нас нет, - рассказывает заместитель генерального директора по корпоративному управлению и экономической безопасности Владимир Николаев. - Основной критерий: производительность труда и квалификация. Кто лучше работает, тот и остаётся. Сокращение происходит в строгом соответствии с законодательством. Ни единого случая оспаривания через суд у нас не было. Прокуратура за этим очень серьёзно следит, и мы ежемесячно отчитываемся перед надзорными органами.

Но интерес общественности к предприятию вызван не только ведущимися сокращениями численности работников. В середине июля премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение по объявлению открытого конкурса по реализации акций Красноярского ЭВРЗ. Предприятие, которое оптимизирует свою работу посредством увольнения сотрудников, может попасть в частные руки. Естественно, это ставит вопросы: а не будет ли свёрнут соцпакет для сотрудников, не снизится ли зарплата, не закроет ли новый хозяин в принципе завод, чтобы в освободившихся корпусах оборудовать новый торговый комплекс?

Однако далеко не факт, что акции ЭВРЗ будут проданы в обозримом будущем. ОАО «РЖД» до сих пор не может найти покупателя для других своих дочек: Вологодского, Владикавказского, Петуховского и Ишимского заводов. Но если даже с Красноярским ЭВРЗ приключится другая история, то процедурно это займёт много времени. Кроме того, «РЖД» заявлено условие, что три года собственник не имеет права перепрофилировать производство. То есть в ближайшее время предприятие в любом случае получит заказы для железной дороги. Вот только каково будет их количество - это уже другой вопрос.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА