Новости
Искусство, как рефлекс
Какие они, современные молодые художники? У входа в Красноярский культурно-исторический музейный комплекс меня встретили два бородатых, но притом совершенно молодых человека. С Игорем Лазаревым и Алексеем Мартинсом мы побеседовали о современном искусстве, актуальности и трудностях реализации проектов.
Когда пионерские выставки надоели
- У многих людей современное искусство ассоциируется с чем-то бессмысленным и непонятным, часто даже нелицеприятным. Что вы понимаете под словом «современное», есть ли такое искусство в Красноярске?
А. М.: Как раз вспомнил выставку красноярского художника Олега Пономарева «Не всё то золото, что блестит», где были представлены фотографии собачьих экскрементов на палочках. Это было достаточно давно и как раз относится к примерам современного искусства. И действительно, не каждый поймёт и примет такое искусство, которое продвигает, например, и московская АРТ-группа «Война», действующая в области концептуального протестного уличного искусства. Она получила известность благодаря нескольким скандальным художественным акциям.
Но есть и другое современное искусство, в том числе в Красноярске, где проходят биеннале, арт-сессии, Музейные ночи.
- АРТ-группа «Война», безусловно, не только художественный, но и социальный проект. А ваше искусство имеет какой-то социальный подтекст или больше в своём внутреннем мире копаетесь?
А. М.: Больше копаемся в своём внутреннем мире. И в чужом. (Смеется.)
И. Л.: Каких-то рамок у нас нет, не исключаем никаких возможностей, но искусством с социальной направленностью пока не занимаемся.
- С какими проблемами сталкиваетесь как молодые художники?
А. М.: Нас никуда не берут! (Смеется.) Возникают проблемы с реализацией своих задумок. Да и пионерские выставки уже надоели, хочется более самостоятельных и серьёзных проектов.
И. Л.: Приходится всё делать на коленках, из дешёвых материалов, экономить на всём, правда КИЦ помогает, спасибо ему за это. А вообще так даже интереснее, чем когда у тебя всё есть. На искусстве не заработаешь, это мы уже выяснили с Лёшей, так что занимаемся искусством на уровне рефлекса.
- Многие художники сейчас стремятся уехать в Москву, в Питер, не возникало таких мыслей?
И. Л.: Поехать в Москву, чтобы найти дополнительную площадку для реализации, это можно, но уезжать навсегда и искать там чего-то непонятного, не думаю, что это нужно. Мы - красноярские художники, и станем мёртвыми красноярскими художниками.
А. М.: Работаем над этим. (Смеются.) У меня даже шрам есть, металлической ниткой прожгло. (Показывает шрам на предплечье.)
- Вы участники многих культурных проектов. Можете похвастаться успехами?
А. М.: Постоянно участвую в арт-сессиях, на последней занял третье место. Второе место присудили в Якутской биеннале - в номинации инсталляция. Также считаю своим достижением выставку в Екатеринбургском центре современного искусства.
И. Л.: На последней арт-сессии «Я не хочу быть космонавтом» я занял первое место с инсталляцией «Видящий. Видение. Видимое».
- Я помню её, это космонавт, касающийся пальцем своего отражения в воде. О чём она?
И. Л.: О мироустройстве, о непрерывности процессов восприятия. Есть грань между субъектом, объектом и процессом, но в то же время она и отсутствует. Эта работа о недвойственном восприятии мира. У меня практически все работы на эту тему. Все две. (Смеется.)
А. М.: В планах у нас «Выставка нереализованных проектов».
И. Л.: Концептуально будет, если эта выставка тоже будет не реализована.
А. М.: Мы не сделали её! (Смеются.)