Новости

Красноярск отметил Крещение Руси

Красноярск отметил Крещение Руси

То, что нас объединяет

С прошлого года в нашей стране появился новый государственный праздник - День Крещения Руси. Теперь эта памятная дата отмечается ежегодно 28 июля - в день памяти святого равноапостольного князя Владимира Крестителя.

Красноярцы день крещения Руси отмечают уже во второй раз. В этом году специально к знаменательной дате были проведены акции, как светские, так и религиозные. 28 июля в Покровском кафедральном соборе была совершена Божественная литургия, а в Свято-Троицком соборе состоялась праздничная проповедь и совершено Таинство Святого Крещения красноярцев, прошедших до обряда огласительные беседы. На Караульной горе перед часовней св. Параскевы Пятницы был совершён праздничный молебен.

Во всех муниципальных библиотеках города были организованы тематические книжно-иллюстративные выставки, рассказывающие о Крещении Руси. А вечером на верхнем ярусе Театральной площади в формате open-air состоялся праздничный концерт с участием церковных хоровых коллективов и лучших артистов города.

В рамках праздника в Красноярском епархиальном управлении прошёл круглый стол «День Крещения Руси», организованный епархиальным отделом по работе с молодёжью. Отец Александр рассказал собравшимся, в числе которых были представители православной молодёжи, педагоги-историки, представители воскресных школ и студенчества, а также наставник Братства православных следопытов «Красный Яр» Дмитрий Фёдоров, об истории Крещения Руси и установлении Православия на русской земле. Присутствующие задали вопросы священнику.

- Крещение - одно из важнейших событий в истории русского народа, - отметил штатный священник Благовещенского женского монастыря города Красноярска протоиерей Александр Маслов. - Оно положило конец языческой и начало христианской истории России.

Крещение Руси произошло в конце IX века усилиями, которые предпринял Князь Владимир в ходе утверждения христианства как государственной религии.

Масштабное Крещение Руси началось лишь в IX веке, предпосылки для этого события появились ранее. Земли и народы, объединённые именем Древняя Русь, узнали христианство задолго до 988 года. Изначально дорогу христианству проложила княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря. Она проникнулась христианством и приняла крещение в Константинополе. Оттуда привезла греческих священников на Русь. Однако христианство тогда не получило широкого распространения. Сын княгини Ольги Святослав не видел нужды в христианстве и продолжал чтить старых богов. Заслуга утверждения православия на Руси принадлежит одному из его сыновей - князю Владимиру.

Историки утверждают, что принятие христианства князем Владимиром не было свободно от политических расчётов. Византийский император Василий II, искавший союзника против претендента на престол военачальника Варды Фоки, обратился за помощью к Владимиру Киевскому, соглашаясь выдать за него сестру Анну. Не приняв крещения, Владимир не мог жениться на принцессе, а такой союз высоко поднимал политический статус киевских князей. Союз с Византией был необходим для укрепления растущего авторитета древнерусского государства. Для славян Византия была таким же символом мощи, богатства и державного блеска. Союз с Византией открывал необходимые перспективы как для дальнейшего военного, так и экономического роста.

Протоирей Александр Маслов видит также среди причин, определивших выбор Владимиром христианства, великолепие православного священнодействия. В летописи приводятся впечатления русского посольства о богослужении: в Царьградском храме послы, по их словам, не знали, на небе они или на земле. Неземной красотой храмов, благолепием службы поразила их Византийская Церковь. Незадолго до этого, как рассказывает «Повесть временных лет», князь Владимир беседовал с послами из Волжской Булгарии об исламе, с миссионерами из Рима, с хазарскими проповедниками иудаизма и с «греческим философом» - православным миссионером. Особенно князю понравилась речь философа, и он стал склоняться к православию.

В конце лета 988 года Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра, и в его водах их крестили византийские священники. Это событие и вошло в историю как крещение Руси, став началом утверждения христианства на русских землях.

Интересно и то, что после крещения Владимир очень поменялся. До принятия православия Владимир был язычником, суровым правителем и воином, проложившим путь к вершинам власти в жестокой междуусобной борьбе. Он имел шесть жён и наложниц, не препятствовал человеческим жертвоприношениям. Крещение преобразило Владимира. Он искренне принял учение Церкви о грехе, слова Христа о любви и милосердии. Правление Владимира отмечено появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти. Князь содействовал устройству больниц и богаделен, заботился о пропитании неимущих киевлян. Государственную поддержку получили строительство и украшение храмов, была создана первая школа, началась полномасштабная подготовка русского духовенства. Конечно, вступление Руси в христианство не проходило безболезненно, население не сразу отказалось от язычества. Но первые русские христианские священники проявляли лояльность к ассимиляции языческих традиций к православным. Всё это привело к созданию самобытной православной традиции. И в результате христианство содействовало общему развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства и архитектурного зодчества Древней Руси. Уже через полстолетия после крещения Руси первый митрополит Киевский Илларион создаёт произведение выдающихся литературных достоинств. В его «Слове о Законе и Благодати» выражено осознание того, что единство Руси неотрывно от «благодати и истины», полученных во Христе. При Ярославе Мудром, сыне Владимира, Киев стал одним из европейских центров культуры. Дети и внуки самого Ярослава хорошо знали византийскую литературу - об этом свидетельствуют, в частности, сочинения Владимира Мономаха, внука Ярослава Мудрого.

«Переоценить принятие русскими людьми православия трудно», - отмечает отец Александр. Православие - это то, что объединяет русский народ. И, возможно, именно сегодня в наше неспокойное время настал тот день, когда людям стоит повернуться лицом к вере, которая, как известно, является испокон веков оплотом как государственности, так и национального самосознания.

Духовный и нравственный вакуум, считают представители православной церкви, стал причиной роста экстремизма в XXI веке. Террористические акты, потрясшие людей на всех континентах в течение последних лет, изменили мир. Выход в данном случае только один - необходимо, чтобы духовно-нравственное воспитание присутствовало в системе образования и в средствах массовой информации. Только так мы сможем победить террор и насилие.

По окончании круглого стола состоялась акция Архиерейского образовательного центра по передаче книг воскресным школам, православным гимназиям и духовно-просветительским центрам края.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА