Новости

Ранец на весы

Ранец на весы

«Я так и вижу картину: стоят у школы сотрудники Роспотребнадзора и взвешивают ранцы на весах», - смеясь, говорит Светлана, мама будущего первоклассника, о новых СанПиНах, вступающих в силу с первого сентября этого года. И представляемая в воображении родительницы ситуация вполне объяснима. Ведомство Геннадия Онищенко в новом документе чётко расписало все обязанности школ - от оснащения учебных заведений унитазами до нюансов веса школьного портфеля и отведённого времени на выполнение домашних заданий.

Согласно принятым требованиям, рюкзаки у школьников похудеют. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2 классов - 1,5 кг; 3-4 классов - 2,5 кг; 5-6 классов - 2,5 кг; 7-8 классов - 3,5 кг; 9-11 - 4 кг. Однако, как показывает практика, сейчас если в день у школьника шесть уроков, то одни только книжки тянут килограмма на четыре. Не говоря уже о тетрадях, сменной обуви и физкультурной форме. В такой ситуации авторы советуют закупать родителям по два комплекта учебников - один для дома, другой хранить в классе. Кто будет отвечать за сохранность книг в школе, создатели правил и норм умалчивают. Родители возмущаются перспективе растрат на такое количество учебной литературы, а в школе успокаивают.

- Со старшими классами в этом плане проблем нет, - рассказывает Александра Пронина, директор гимназии № 3. - Ребята в таком возрасте особо себя уже не обременяют, носят с собой только справочную литературу, основная же масса информации содержится на электронных носителях. А вот начальная школа и средняя возрастная категория - это дети, которые отличаются исполнительностью и не умеют ещё в достаточной степени о себе позаботиться. Поэтому мы будем проводить с родителями разъяснительные беседы и советовать разбивать ношу на ранец и пакет, физкультурную форму, принадлежности для труда и рисования разрешаем хранить в классе. Также значительную роль здесь играет грамотно составленное расписание, где основные предметы чередуются с более лёгкими - музыкой, трудами и так далее.

В пункт, который регламентирует выполнение домашних заданий, также закралась дилемма. Задавать на дом нужно столько, чтобы дети во 2-3 классах тратили на уроки не больше 1,5 часа, в 4-5 классах - 2 часа, 6-8 - 2,5 часа, в 9-11 классах - до 3,5 часа. Соответственно, если учащийся не уложился в отведённую норму, остаётся широкое поле для взаимных претензий учителей, школьников и родителей.

- Ну, вот зачем всё это прописывается, - возмущается Наталья, мама двойняшек-первоклассников. - Нам в первом классе вообще не положено никаких заданий на дом давать, однако учитель нас честно предупредила, что если мы хотим быть в числе успевающих и не испытывать проблем в плане освоения учебной программы, то без домашних заданий не обойтись. И мы согласились выполнять дополнительно упражнения ещё и дома. Что мы враги собственным детям? Им же потом ЕГЭ сдавать. Сначала бы школьную программу упростили, а потом и расписывали время на выполнение заданий. В старших классах так вообще ребятишки вынуждены ещё и к репетирам ходить.

Придумал Роспотребнадзор и новую шкалу трудности предметов. Старая действовала с 1972 года, когда некоторых нынешних дисциплин вообще не было (информатика, ОБЖ и другие).

Самыми трудными для первоклассников авторы посчитали математику и русский язык. Наиболее лёгким - физкультуру. И с этим не поспоришь. А вот затем математика, по мнению Роспотребнадзора, с каждым годом для учащихся становится понятней, и к 9 классу алгебра и геометрия оцениваются в 7-8 баллов по 13-балльной шкале. К одиннадцатому классу царица наук вновь усложняется до 10 и 11 баллов. Зато информатика, экономика и история год от года даются детям, в представлении авторов, всё легче и легче: с 10-11 баллов в средних классах эти предметы падают до 5-6 баллов в старших.

- Лично я не вижу в этой шкале никакой логики, - констатирует девятиклассник Иван. - Я учусь в техническом классе, так вот, у нас математика с каждым годом всё сложнее. Да и по русскому языку в этом году проходили синтаксис, так там вообще дебри. Такая же ситуация и с информатикой. Если до седьмого класса я ещё как-то разбирался в ней, то сейчас справляюсь с заданиями с большим трудом.

Претерпела изменения предельно допустимая нагрузка учебных часов в неделю.

- В новых СанПиНах она стала на один час больше за счёт введения третьего урока физкультуры, - рассказывает Светлана Попова, заместитель начальника дошкольного и общего образования главного управления образования города. - Ранее физкультура проводилась два раза в неделю. А вводимый третий час не обязательно должен быть обычным уроком. Его можно организовать в бассейне, это может быть фитнес, танцы и другие занятия спортивной направленности. Кроме этого, обязательно вводятся физкультминутки: для младших классов через каждые 7-10 минут и каждые 15 минут для всех остальных.

По мнению педагогов, такие интервалы для разминки практиковались и раньше, так что дети уже привыкли, поэтому этот процесс их ни сколько не отрывает от занятий.

- Есть дети, которые в принципе не могут усидеть на одном месте в течение 40 минут, - отмечает директор гимназии № 3. - Особенно начальная школа, где у ребятишек двигательная система развита достаточно сильно, им постоянно требуется движение. И без физкультминутки ребёнок, наоборот, будет страдать физически и терять внимание. А так он позанимался, встрепенулся и вновь охотно включается в учебный процесс.

Что же касается непосредственно самой школы, то здесь измерена каждая мелочь. Так, в классе расстояние между столами 60 см, от первой парты до доски 300 см, от последней парты до задней стены 70 см, от пола до доски 70-90 см. На классную доску, если она не подсвечивается изнутри, нужно крепить специальные софиты.

- Изменились и требования к ученической мебели, - уточняет заместитель начальника дошкольного и общего образования главного управления образования города. - Так, школьные парты должны быть регулируемыми в зависимости от роста ребёнка и расставляться в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены. Учащихся со слабым зрением рекомендуют размещать за ближние к классной доске парты. Принципиально важным моментом является то, что учебные помещения для обучающихся первых классов должны размещать не выше второго этажа, а для обучающихся 2-4 классов - не выше третьего. В строящихся зданиях начальную школу рекомендуется выделять в отдельный блок. У нас некоторые учреждения так и запланированы, но их незначительное количество. Новые школы можно будет строить не выше четырёх этажей, а в старых придётся многое переоборудовать.

По словам Светланы Поповой, существенно изменится школьная библиотека. Её тип теперь будет зависеть от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях библиотека должна служить справочно-информационным центром. Площадь такого типа библиотеки необходимо принимать из расчёта не менее 0,6 квадратных метра на одного обучающегося. Кроме этого, даже в зданиях, которые были построены по старым проектам, придётся оборудовать спортзалы раздевалками, снарядными, душевыми и туалетами. А в новых проектах будут предусмотрены ещё и санитарные комнаты. Досконально рассчитаны и нормативы школьных санузлов. Их требуется устраивать по два на каждом этаже - один для мальчиков и один для девочек. В них обязательно должны быть педальные вёдра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают электрополотенце или приспособление для бумажного полотенца. Сантехника должна быть исправной, без сколов и трещин. Для средних и старших классов нужно предусматривать комнаты личной гигиены - с унитазом, биде и гигиеническим душем. На каждые 20 школьниц положено по одному унитазу и по умывальнику на 30 девочек. Для мальчиков нормативы другие: комплект из унитаза, писсуара и умывальника на каждые 30 ребят. Для учителей один унитаз на 20 человек, а умывальник и вовсе не предусмотрен.

Потолки и стены должны быть гладкими, без щелей, трещин и деформаций, а также признаков поражений грибком. Никаких обоев - их нет возможности мыть дезинфицирующими средствами, а это обязательное требование. Полы - деревянные, паркет, плитка или линолеум. Создатели документа учли и цветовые гаммы. Потолки, двери и окна должны быть белого цвета, стены - жёлтые, розовые, зелёные или голубые, мебель - светло-зелёная или цвета дерева, классные доски - тёмно-зелёные или тёмно-коричневые.

К прилегающей территории тоже появились определённые требования. Теперь мало просто огородить забором пришкольную зону, необходимо её и обустроить. Озеленить не менее чем на половину, положить твёрдое покрытие на площадки для игр, устроить дренаж на беговых дорожках, следить за ровным покрытием на футбольном поле.

Конечно, не стоит ожидать, что с 1 сентября все классы станут просторнее и светлее, школьная мебель новой, актовые залы обзаведутся артистическими уборными и так далее. Во-первых, многое составители относят только к вновь вводимым зданиям. Во-вторых, чтобы заменить всё и сразу в старых школах, необходимы огромные средства, которые никто сразу не выделит. Поэтому образовательные учреждения надеются на лояльность надзорных органов.

Читайте также:

Школы и детские сады Красноярска. Адрес, телефон, фамилия директора

Справочник красноярского первоклассника

Улыбнись, первоклашка!

С 1 сентября 2011 года начальная школа будет работать по новым стандартам

Школа будущего

Первого сентября в микрорайоне «Северный» Красноярска откроется новая школа

Раз — школа, два — детсад...

Тополя убрать, линолеум перестелить

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА