Новости

В новый дом - на позитиве

В новый дом - на позитиве

На Смоленской дороге - леса, леса, леса…

Процесс пошел. Лёд тронулся. Свет в конце тоннеля явственно виден. Всё это - о краевом онкологическом диспансере. Здесь за последнее время произошло немало подвижек. Главная из которых, безусловно, - стройка. Полгода назад был дан старт возведению новых корпусов лечебного учреждения.

То, что строиться необходимо, было понятно давным-давно. Основная причина - ужасающая теснота. Если в одной палате вынуждены размещаться до десяти человек, какие уж тут санитарные нормы? Оборудование разместить невозможно. Плюс нельзя подключать новые аппараты на старые сети - проводка попросту не выдержит. Онкологических больных всё больше и больше… И коечки уже в коридорах стоят… Нетрудно представить состояние больных, которые и так угнетены непростым диагнозом. Словом, площадей катастрофически не хватает. К тому же пациентам диспансера очень неудобно мотаться с одного берега на другой, потому как все узкие специалисты работают на Смоленской.

И вот наконец свершилось. 15 марта 2011 года в кабинете главного врача диспансера Андрея Модестова состоялось первое заседание штаба. Отсюда и пошел отсчёт.

____Первая очередь должна быть сдана 15 декабря 2013 года. Это три корпуса. Один - лечебно-диагностический. 17 операционных, в каждой по одному столу (сегодня столов всего девять, а операционных и того меньше). Здесь же - анестезиология и реанимация, диагностические кабинеты - компьютерная томография, магнитно-резонансная, УЗИ, эндоскопия, плюс лаборатория и аптека. Второе здание - палатный корпус хирургических отделений на 360 коек, по две - четыре в палате.

Третье - приёмное отделение.

  • Это будут пяти-семиэтажные здания, - рассказывает Андрей Модестов. - Только в первой очереди площади займут 50 тысяч квадратных метров. А сейчас у нас в общем и целом всего 25 тысяч. Такие вот масштабы!

Одним из аргументов против ведения работ на Смоленской был следующий: действующая стройка создаст ещё большие сложности для больных. Теснота, духота, плюс постоянный шум… Строители тогда успокаивали: существуют технологии, которые позволяют минимизировать неудобства. В качестве примера приводили строительство СФУ: работы ведутся, но студенты учатся, сессии сдают.

Как же обстоит дело с шумом? Ощущения довольно странные: стройка практически окружила больничный городок, её слышно, но не критично. По крайней мере, ожидаемые звуки типа «бабах-бабах» (когда сваи заколачивают), от которых голова раскалывается, отсутствуют точно.

Главный врач объясняет, как заправский строитель со стажем:

- Это такая технология. Буронабивная машина опускает в землю шнек, приспособление типа бура, на 24 метра. Потом в отверстии устанавливается арматура и заливается бетоном. Затем конструкции испытывают, дают нагрузку заведомо большую, чем будет при реальной эксплуатации.

  • То есть пациенты на шум не жалуются?

  • Жалуются на другое - на пыль, которую в сухую погоду неминуемо поднимают тяжелые грузовики. Люди форточку открыть не могут. Понятное дело, неудобно. Выход один - проливать дороги, землю. Мы на каждом штабе об этом говорили. Теперь поливочная машина в наличии. Грузовики, конечно, мешают и жителям окрестных домов, но тут уж нужно надеяться на понимание, строиться-то всё равно необходимо. Понятное дело, помимо самих зданий у нас будут новые инженерные сети: тепло- и электрические, водоснабжение, канализация, ливнёвки. На них же переключат уже имеющиеся здания. Задача сейчас - к холодам выйти из земли, то есть завершить все подземные работы и вплотную заняться непосредственно коробками зданий.

Стройка идёт вперёд семимильными шагами - в три смены. Приёмное отделение, кстати, из земли уже выходит.

Конечно, в существующих условиях, в тесноте, работать медикам ещё долго. Однако и здесь многое изменилось в лучшую сторону. Во-первых, из административного здания вывели пансионат, освободились площади. Во-вторых, развели по разным регистратурам районы края и города Красноярск, Железногорск, Зеленогорск. Всего три года назад сразу за порогом человек попадал в невообразимую толкучку. А народ-то болеющий, нервный, ругань стояла. Теперь - тихо, спокойно. В-третьих, во многом помогло активное внедрение электронной почты. Сейчас нет необходимости ездить в Красноярск по любому вопросу из Шушенского или Туруханска. Существует предварительная запись по электронной почте. Существует приказ с перечнем необходимых обследований. Человек на месте их проходит, медработники присылают результаты опять же по почте в диспансер. Обговаривается день и час приёма и номер кабинета. Карточка будет находиться на столе у врача. В регистратуре идёт лишь сверка полисов.

Результат налицо: узловой момент - очереди в кабинеты - не так остро стоит. Раньше же все норовили явиться в семь утра и потом сидели-стояли по полдня в этих узеньких коридорчиках друг у друга на головах.

Все отделения работают с перегрузкой. Оборудование, как мы уже говорили, нужно менять. Однако медики занимаются своим делом.

  • Можно жить скромно, но чисто, окна покрашены, - образно говорит заместитель главврача по хирургии Гамлет Арутюнян. - Всё, что реально в наших условиях, мы выполняем. Как бы ни было трудно, овладеваем новыми технологиями. А сейчас вплотную занялись профилактикой. Вот уже второй год постоянно ездим по краю, осматриваем людей, особенно из группы риска, объясняем врачам, фельдшерам алгоритм действий - что за чем конкретно предпринимать. Крайне важно улучшить диагностику, выявить онкологическое заболевание на ранней стадии. Есть мысль создать некий премиальный фонд. Выявил доктор болячку вовремя? Вот тебе тысяча рублей! Немного? Как посмотреть. Для сельского врача - вполне.

Сотрудники диспансера возродили профилактические лекции в вузах города, на предприятиях, в организациях. Раньше подобные читались по линии общества «Знания», потом благополучно умерли, как и многое в постсоветское время. Издаётся довольно много методической литературы, различные памятки для населения.

____Ещё один момент. Онкологи уверены: очень важно создавать позитивное настроение у больных. И стараться не отдаляться от своих пациентов. В диспансере организуются творческие встречи. В актовом зале время от времени выступают и молодые, и маститые оперные певцы, изредка - детские хоры (конечно, гораздо реже, чем хотелось бы). Нынешним летом появилась ещё одна традиция: к онкологическим больным раз в месяц приходят красноярские поэты (это с подачи Гамлета Арутюняна, который сам является членом Союза писателей). Литераторов поддержали местные барды. Концерты проходят в очень тёплой атмосфере. Здесь даже объявления о встрече не просто печатают на листочке - вывешивают в каждом корпусе большие, красочные афиши (на следующий день после концерта появляется своеобразный фотоотчет). К слову, выступления гостей всегда открывает главный врач, как бы ни был занят. И люди чувствуют к себе внимание.

____Вообще здесь сейчас как-то всё открыто. Каждый может узнать, например, о ходе стройки - в административной части подробно, с фотографиями и пояснениями рассказывается о нём. В частности, почему так долго не могли сломать старую радиологию, целую неделю возились. А там стены были толщиной в метр 20 сантиметров. Бульдозер не справлялся, пришлось вызывать тяжёлую «артиллерию».

Каждый может узнать о командировках онкологов по краю - отчёт перед всеми. Тут же, на стенде, вырезки из прессы о проблемах, планах и успехах диспансера.

…Кому довелось лечиться здесь, прекрасно знают, что такое позитивный настрой. В больнице лежать вообще не сахар, а тем более в такой, где тебя «химят и лучат». И, думаю, прежние пациенты замечают перемены к лучшему.

Кстати, подвижки, происходящие в диспансере, подогрели интерес к онкологии у студентов медицинского университета. В интернатуру, ординатуру по этому профилю в этом году пошло в два раза больше молодых специалистов, чем в прежние годы. Андрей Модестов надеется, что по мере строительства нового больничного городка таких врачей и средних медработников будет ещё больше. Выпускники медвуза хотят работать в хороших условиях. А больные - лечиться. Стройку же надо просто перетерпеть.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА