Новости

Тунеядец-sapiens

Тунеядец-sapiens

«Мне нравится сидеть дома. Есть время и самой любимой заняться, и все домашние дела успеваю выполнять, не спеша», - признаётся Катя. Девушке 20 лет, какое-то время работала диспетчером в фирме такси. Там же познакомилась со своей второй половинкой - Николаем. Сейчас молодые люди живут вместе в гражданском браке. И как только Катя переехала жить к Николаю, сразу же уволилась. Скоро будет ровно год, как девушка сидит дома.

  • Образование у меня 11 классов, идти учиться дальше не хочу, - делится Екатерина. - Работать тоже нет никакого желания. Тем более что муж позволяет мне бездельничать, полностью обеспечивает.

У семейной пары Надежды и Алексея ситуация с точностью наоборот. Надежда умудряется трудиться в трёх местах. Рано утром - дворником, потом бежит в детский сад - там она воспитатель. А когда у ребятишек сончас, Надежда перевоплощается в прачку. Отец семейства (у супругов подрастает сын) уже три года в поисках работы. Там зарплата низкая, в другом месте вроде бы и деньги неплохие, но пахать надо… Да и не пристало Алексею с юридическим образованием идти на стройку.

На вопрос, а что друзья говорят по поводу того, что глава семьи уже несколько лет сидит на шее у жены, Алексей начинает оправдываться: было же время, когда Надежда только родила сына, он содержал её и ребёнка, работая в коммерческой организации. Ну не виноват он, что потом фирма развалилась…

Между тем наше государство со 142-миллионным населением обречено страдать от отсутствия рабочей силы. Сегодня в России трудится 69,4 миллиона человек, или 49 процентов всего населения страны. Но граждан трудоспособного возраста гораздо больше - около 90 миллионов человек. То есть чуть более двадцати миллионов человек по каким-то причинам не выходят на рынок труда. К примеру, молодые мамы, находящиеся в декретном отпуске, либо опять же мамы, которые не смогли пристроить своего малыша в детский сад. У кого-то проблемы с пропиской. Кто-то трудится неофициально, а значит, не учитывается данными статистики. Есть и категория социально неблагополучных россиян (наркоманов, алкоголиков).

  • Раньше таких граждан реабилитировали, помещали в лечебно-трудовые профилактории, где они трудились на благо общества, - отмечает Сергей Усольцев, директор международного центра развития - Железногорск.

  • Сейчас нередки случаи, когда при трудоустройстве работодатель требует необходимые медицинские документы, подтверждающие факт того, что будущий работник не имеет каких-либо вредных зависимостей. Некоторые практикуют прохождение теста на наркозависимость.

Нет сейчас особого желания у работодателей брать к себе на предприятие наркомана или алкоголика. Слишком уж ненадёжные это рабочие руки: больше проблем, чем пользы. Государство с развалом Советского Союза тоже сняло с себя обязанности по исцелению социально неблагополучных граждан трудом. И спасение утопающих стало делом рук самих утопающих. Либо выбирай здоровый образ жизни и предлагай себя в роли качественной рабочей силы. Либо ниже пола уже не упадёшь…

Впрочем, и вполне нормальные, без особых вредных привычек люди, остаются сегодня не у дел. Точнее, трудиться не хотят. «Когда-то в стране тунеядцев привлекали к уголовной ответственности. Сейчас у нас свобода выбора: хочешь - работай, а хочешь - нет», - констатирует Ирина Иванова, депутат Красноярского городского Совета.

Однако если заглянуть в самую суть отсутствия желания трудиться, то ни один человек не желает быть безработным по собственной воле. Изначально, разумеется. Где вы видели ребёнка, который планировал бы стать безработным?

  • Но именно с детства и прививается у человека желание к труду, - поясняет Анна Львова, психолог. - И если в семье ребёнка приучили к тому, что за него всё сделают и решают, то он и дальше, уже во взрослой жизни продолжит паразитировать за счёт других. Стоит отметить, что в целом в последнее время термин «труд» как часть культуры народа умирает. Остаётся только труд как средство выживания. А чтобы выжить, необходимо зарабатывать достаточное количество денег. И желание граждан получать достойную зарплату здесь вполне понятно.

  • На мой взгляд, очень сложно винить людей, которые не желают трудиться за пять-шесть тысяч рублей в месяц, - продолжает размышлять Ирина Иванова. - Представьте, вы выкладываетесь с утра до вечера на работе, при этом понимаете, что нищенствуете. Это сложно психологически. Вот мы сейчас постоянно говорим о том, что в детских садах не хватает нянечек и воспитателей, в школах - учителей. А ведь они получают за свой довольно ответственный труд незаслуженно мало. Поэтому государство должно обратить свой взгляд на такие востребованные профессии не через призму льгот, а через систему нормальной заработной платы.

Ещё один из факторов, который «заставляет» людей сидеть дома - социальный статус. Выражение «каждая профессия важна и нужна», сейчас уже неактуально. Как отмечает наш психолог, в этом случае решающую роль играет самооценка человека. Если она завышена, то вряд ли он пойдёт работать дворником или грузчиком.

«Я знаю людей, которые трудятся в серьёзных учреждениях, но при этом получают небольшую зарплату. И они ни за что не пойдут работать на завод, где бы зарабатывали в разы больше. Статус не позволяет», - приводит пример Ирина Иванова.

Отсюда дилемма: вроде бы и работу ищем, и в то же время от неё бежим. А вакантные места остаются незанятыми.

  • Рынок труда Красноярского края функционирует в условиях постепенного сокращения трудоспособного населения, несоответствия спроса и предложения рабочей силы, - анализирует ситуацию Татьяна Былкова, начальник отдела программ занятости и рынка труда агентства труда и занятости населения Красноярского края. - Преобладают вакансии по рабочим профессиям, которые не могут быть заполнены имеющимся составом безработных. Кроме этого, нарастает потребность и в высококвалифицированных специалистах.

По словам Татьяны Былковой, на 75-80 процентов вакансий требуются преимущественно мужчины с опытом работы, в то время как 54-56 процентов безработных составляют женщины, а 6-8 процентов граждан не имеют профессии и опыта работы. Стоит отметить, что в целом за первое полугодие этого года в крае наблюдается уменьшение среди безработных граждан, имеющих профессиональное образование. Так, среди квалифицированных рабочих на десять вакансий приходится всего восемь человек, а на десять рабочих мест, не требующих квалификации, претендует и того меньше, семь человек. В результате значительная часть вакансий, заявленных работодателями в службу занятости, не заполняется местными трудовыми ресурсами.

Причина кроется в несоответствии профподготовки специалистов, которых сегодня выпускают вузы, требованиям и потребностям работодателей, отмечает наши эксперты.

  • И что бы ни говорили об инженерных профессиях и рабочих специальностях, выпускники школ в основном идут обучаться по гуманитарному направлению, - говорит Ирина Иванова. - Большой популярностью пользуются психологи, юристы, экономисты. А их у нас и так много, вот и не могут потом себе найти работу.

И та часть людей, которая так ничего себе подходящего не находит, рискует перейти в когорту хронических безработных.

  • После нескольких неудачных попыток у человека развивается так называемый «синдром выученной беспомощности», - поясняет Анна Львова, психолог. - Он начинает думать: всё бесполезно. Ищи работу не ищи, ничего не изменится. А ведь искать работу тяжело. Это стресс. Отказы вгоняют в депрессию всё глубже. Раз ничего не изменится - нет смысла продолжать ту же тактику. Это состояние может наступить через три месяца поисков, через год, через пять лет... Но оно наступит обязательно.

Безработный человек в состоянии своей беспомощности ищет, на кого бы опереться, и садится на шею своих близких. А далее, паразитируя, его состояние депрессии только усугубляется.

  • Ухудшается коммуникабельность, способность к общению, - продолжает Анна Львова. - У человека развивается социофобия. Тоже очень распространенная вещь. Ухудшаются, словом, почти все товарные качества человека как рабочей силы. Образование, когда-то полученное, теряет смысл. Навыки пропадают. А пробелы в биографии не украшают резюме.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА