Новости

Гонка без тормозов

Гонка без тормозов

В России произошло очередное повышение стоимости бензина

Топливная лихорадка, начавшаяся этой весной, судя по августовскому повышению цен, не намерена отступать. Сегодня в Красноярске за литр самой популярной марки АИ-92 водителю уже придётся заплатить в среднем 27 рублей. Ещё осталось несколько сетей, продающих бензин по старым ценам, но и они, как заверяют специалисты, скоро вынуждены будут повысить планку наравне с конкурентами.

Основная причина, которая чаще всего фигурирует в оправданиях владельцев АЗС перед автовладельцами, заключается в увеличении закупочной цены топлива. В свою очередь переработчики объясняют, что оптовые цены на нефтепродукты растут пропорционально подорожанию нефти на мировом рынке. Подорожание в рознице оказалось вдвое меньше опта, стало невыгодно сбывать продукцию, и проблема дефицита бензина, возникшего весной, оголилась с новой силой.

- Ситуация с удорожанием ГСМ характерна не только для Красноярского края, но и для всей страны, - рассказывает заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по краю Олег Харченко. - Мы ежедневно проводим мониторинг цен на бензин, по результатам которого решается, в каких случаях проводить углублённое изучение ситуации. В отношении некоторых хозяйствующих субъектов оно уже началось. Сейчас направлены запросы: что изменилось в себестоимости, что происходит с поставками и какое сегодня финансовое состояние торгующей организации. Но говорить о сговоре преждевременно.

По словам Олега Петровича, сегодня повышение цены наблюдается на тех АЗС, где не были заключены долгосрочные соглашения с холдинговыми компаниями. На других, более крупных, оно, как правило, происходит несколько позже. Но есть и такие хозяйствующие субъекты, которые выставляют большие цены на топливо, чтобы его никто не купил. Это делается исключительно по технологическим причинам, поскольку при отсутствии бензина цистерны начинают приходить в негодность. А пока они стоят заполненные, и покупатели не решаются его потреблять, владельцы АЗС пытаются договориться с поставщиками.

Цена за баррель нефти по состоянию на июль:

2008 год - 138 долларов

2009 год - 66 долларов

2010 год - 76 долларов

2011 год - 108 долларов

Цена за литр бензина марки АИ-92 в России:

2008 год - 20 рублей 11 копеек

2009 год - 24 рубля 30 копеек

2010 год - 25 рублей

2011 год - 25 рублей 40 копеек

Август 2011 года (Красноярск) - 27 рублей

Однако всё это мало утешает автовладельцев. Первая реакция на повышение цены на бензин прошла в Красноярске уже в начале августа. Под стенами администрации города группа численностью около 30 человек провела пикет, на котором выразила требование снизить стоимость топлива почти на треть. Основной аргумент собравшихся сводился к тому, что в догоняющей развивающиеся страны Венесуэле бензин стоит сущие копейки, а в богатой природными ресурсами России литр топлива практически равен двум булкам хлеба.

- То, что цена не адекватна для рядового автомобилиста, это вполне очевидно, - заявляет заместитель председателя красноярского отделения Всероссийского общества автомобилистов Владимир Черепанов. - Мне кажется, что под ростом цен кроется политическая подоплёка. На автомобилистов наступают по всем фронтам: в этом году не только выросла стоимость за литр бензина, но и законодательно увеличены страховые взносы в два-три раза. Если помните, накануне выборов в президенты появилось дополнение федерального закона по ОСАГО, облегчающее жизнь водителя, но как только прошли выборы, обо всём этом забыли. Я думаю, что ситуация развивается аналогичная.

Вместе с тем Владимир Еремеевич заявляет, что его общество будет вести легальные меры борьбы и только в крайних случаях по решению центрального аппарата выйдет на улицу. Организация вступила в Народный фронт и надеется, что в ближайшее время удастся изменить ситуацию в свою пользу.

- Устойчивый рост цены за литр продаваемого бензина продолжается на протяжении последних лет, - анализирует положение дел заместитель председателя по экономической политике Законодательного собрания края Всеволод Севастьянов. - При этом качественные характеристики, характер сервисного обслуживания не позволяют оправдывать эти повышения: рост цены связывается прежде всего с ростом цен на нефть на мировом рынке. Казалось бы, нефтедобывающие компании, получая новые баснословные прибыли, должны использовать их с интересом для государства и общества, поскольку всякое удорожание бензина неизбежно приводит к росту цен на продовольственные и непродовольственные товары, перевозки и прочее. Но этого не происходит, и когда правительство робко призывает умерить аппетиты и сохранять стоимость бензина, экспортёры нефти находят различного рода способы, чтобы эти цены не сохранялись. Причём штрафы, которые накладываются на них УФАС, могут быть достаточно серьёзными, но доходы таковы, что наказание никого особо не пугает. Этот парадокс мы наблюдаем в российской действительности.

Как считает депутат, государство должно установить такой порядок, который выгоден всем: если нефть на рынке дорожает, это должно приводить к обогащению хозяйства страны, укреплению экономического положения нефтепроизводителей и не ставить под угрозу жизнеобеспечение населения. В нашем крае есть возможность сдерживания роста цен на бензин, поскольку в его собственности находится одна из мощнейших сетей АЗС (на которую, кстати, не раз покушались нефтегиганты). Путём её субсидирования по социальной программе можно было бы насытить край льготным топливом. Но вопрос стоит в политической воле: если первые лица региона примут такое решение, то они наживут себе массу врагов.

- Общая линия политики государства так или иначе направлена на поддержку нефтяных монополий, - заявляет Всеволод Николаевич. - В случае ущемления их интересов реакция следует жёсткая. Но народное недовольство, как мне кажется, рано или поздно заставит наших лидеров задуматься над проводимой политикой.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА