Новости

Абордаж по-енисейски

Абордаж по-енисейски

По инициативе спорткомитета Дворец спорта «Енисей» переименовали в честь погибшего Ивана ЯрыгинаИстория одной городской достопримечательности

Мало кто знает, но первоначально Дворец спорта имени Ивана Ярыгина задумывался совсем не в образе средневекового однопалубного судна, на котором в конце XV века Колумб открыл Америку, а Васко да Гама совершил плавание из Европы в Индию. В своём первом виде пришвартовавшаяся на острове Отдыха каравелла подразумевала собой четырёхугольное строение. И кто бы знал, поплыл бы корабль, если бы в конце 70-х годов председатель правления Союза архитекторов СССР Георгий Орлов на проходившем в Красноярске пленуме прилюдно не пожурил молодого, но тогда уже опытного главного архитектора проекта Виталия Орехова.

- Я здорово намучился с проектированием Центрального стадиона, и Дворец спорта мы со своим напарником Вячеславом Агафоновым захотели сделать попроще, - рассказывает Виталий Владимирович. - Показали эскиз, думали, что заслужим восторженные отзывы, но Георгий Михайлович в присутствии всех заявил, что неловко смотреть на это сооружение после такого замечательного стадиона. Я готов был сгореть со стыда! Но понял, что себя перехвалил, и вместе с напарником, а также инженерами Владимиром Денисенко и Тамарой Рубинштейн решили найти другой образ. Не совсем тот, который создан сейчас, поскольку сегодня во Дворце наблюдается больше статики, а не динамики. Однако он тоже исходил из образа корабля, плывущего по реке.

Место под Дворец спорта удалось найти не сразу. Первоначальное намерение построить его рядом со стадионом, которое исходило из генерального плана застройки острова Отдыха, разработанного Красноярскгражданпроектом, быстро сошло на нет, поскольку проектировщики поняли, что два больших объекта не будут смотреться рядом друг с другом. Более удачным виделось решение возвести его по ту сторону арки Коммунального моста. Долго примеряли, рассчитывали, и в итоге, по словам Виталия Орехова, оно оказалось выигрышным. Дворец стоит в шаговой доступности от остановки общественного транспорта, в то же время несколько отдалён от моста и виден со стороны стадиона.

Строительство столь значимого для развивающегося города спортивного объекта шло приблизительно около пяти лет, закончилось в 1980 году. Даже по современным российским меркам это достаточно быстро. Но вот качество, как заверяет Виталий Владимирович, оставляло желать лучшего.

Сегодня Дворец спорта имени Ивана Ярыгина является местом сосредоточения престижных соревнований мирового уровня, куда съезжаются спортсмены самого высокого уровня.

- Это сейчас оно подтягивается к мировым стандартам, а тогда качество было просто ужасное, - говорит народный архитектор России. - Например, у нас наблюдалась полная беспомощность в монолитных работах. И Дворец мы не отливали, а делали в сборном варианте, и только фасады одели в монолитную рубашку. Причём по проекту рёбра должны были быть обработаны кварцевым песком. Но строители попросту не сумели этого сделать. Фасады не получились, и я отказался подписывать сдачу объекта, из-за чего даже рассорился с первым секретарём крайкома КПСС Павлом Федирко.

Зато в самом Дворце неплохо получились интерьеры. В том числе потому, что вопреки существовавшим нормам вестибюли и фойе стали много просторнее. Главному архитектору со своими коллегами пришлось долго убеждать советских чиновников, что сделать необходимо именно так, как они задумали. И когда проходила экспертиза, никто не сделал существенных замечаний - Дворец спорта всем понравился.

Несмотря на то, что выбор вида отделочных материалов в те времена был невелик, мастера сумели безупречно сделать полы и лестницы. Помимо этого достоинства в зале хорошая электроакустика. Стены отделаны офанеренными щитами, когда-то выпускаемыми мебельной фабрикой, а акустические решётки выполнены из медных отходов Дивногорского завода низковольтной аппаратуры. Пожарные, было дело, хотели запретить отделку фанерой, но так как между деревом и бетоном не возникло воздушного промежутка, то разрешение было получено. Другая особенность зала - это перила, расположенные вдоль рядов кресел.

- Их мы предусмотрели, чтобы не было несчастных случаев, - рассказывает Виталий Владимирович. - Когда в Москву приезжали хоккеисты из Канады, они кинули на трибуну горсть жвачки. Они знали, что в Союзе такой экзотики не было, и сделали это просто от души. Но наши зрители-подростки стали прыгать за этой жвачкой, началась давка, и многие пострадали. Мы, помня трагичные события, решили предусмотреть перила, как это сделано в вильнюсском Дворце спорта. В Литве нам бесплатно дали не только разрешение, но и чертежи. В итоге это себя оправдало. Ни одного несчастного случая при эвакуации с трибун у нас не произошло. И, главное, что зрителям стало удобнее: во время представлений они складывают локти на перила.

В зале очень сложные подвесные потолки, поскольку Дворец спорта представляет собой не круг, а две параболы. Разметку светильников нужно было сделать очень точно, и эту работу Виталий Орехов выполнял вместе со своими сотрудниками, так как строители напрочь отказались её делать. Много времени заняла и проработка вопроса конструкций.

- Мы первоначально предполагали, что покрытие Дворца спорта будет вантовым, но в суровых климатических условиях нашей страны ванты себя не оправдывали, - рассказывает Виталий Владимирович. - В итоге было принято решение, по которому основную нагрузку принимали две мощные металлические фермы, опирающиеся на криволинейные пилоны, к которым крепились другие фермы с опорой на внешнее кольцо. То есть получался словно позвоночник человека - простое и эффективное решение. Это проектное решение блестяще выполнено инженером Геннадием Потисом. Время показало, что оно оказалось абсолютно верным.

Функциональная проблема, которая появилась во Дворце, заключалась в хоккейной арене. Несмотря на то, что Дворец был универсальным - в нём можно было размещать киноэкран, организовать сцену для выступления эстрадных артистов, проводить всевозможные спортивно-массовые мероприятия, - главным видом спорта для него оставался хоккей. В проекте для разводки труб с хладагентом предусматривалось использование меди, но проектировщикам дали понять, что медь - это цветной металл стратегического назначения, и его использовать нельзя. В итоге разводку ледовой арены сделали из стали, которая через полтора года проржавела, и начались проблемы с намораживанием льда.

Они не решились вплоть до 90-х годов, когда ледовую арену попросту разобрали, а на её месте появились маты для борьбы, баскетбольная и волейбольная площадки. Тогда же по инициативе спорткомитета Дворец спорта «Енисей» переименовали в честь погибшего Ивана Ярыгина. Предложение проектировщиков построить тренировочный каток рядом с Дворцом (что изначально предполагалось в проекте, но было отвергнуто по финансовым соображения ещё в союзные времена) не поддержали. В итоге о хоккее стали вспоминать только сейчас вместе со строительством «Арены «Север».

Сегодня Дворец спорта имени Ивана Ярыгина является местом сосредоточения престижных соревнований отечественного и мирового уровня и одной из достопримечательностей Красноярска. У него не только яркий и запоминающийся образ, но и очень интересная история, начинающаяся с когда-то придуманной итальянскими корабельщиками каравеллы, подхваченная советским архитектором Ореховым и уплывающая вдаль с острова Отдыха в будущее, где Дворец ждут новые спортивные рекорды, золотые медали и великие чемпионы.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА