140 лет назад в Красноярске открылся первый книжный магазин
Рассказываем о его основателе Александре Комарове.

На Троицком кладбище в Покровке, на боковой аллее справа от церкви за старинной ажурной оградой стоит памятник из чёрного мрамора. На нём надпись: «Здесь покоится прах Александра Фёдоровича Комарова, скончавшегося 9-го декабря 1907 года».
Для подавляющего большинства горожан это имя вряд ли что-то скажет. Но именно этот человек 140 лет назад открыл в Красноярске первый книжный магазин. Краевед Татьяна Баженова поделилась с «Городскими новостями» архивными документами, рассказывающими об историческом событии.
В бумагах значится, что 25 июля 1885 года (по новому стилю – 6 августа) в доме мещанки Алексеевой по Воскресенской улице (ныне – проспект Мира) решено отдать «... в картомное ( то есть арендное) содержание Комарову А.Ф. квартиру из одной половины нижнего этажа, в которой три комнаты и прихожая».
Ещё не так давно этот двухэтажный деревянный дом, окрашенный в зелёный цвет, стоял на проспекте Мира. Сейчас на этом месте находится банк.
Александр Комаров, купец второй гильдии, который арендовал помещение, и стал первым красноярским книготорговцем.
Александр Комаров. Фото предоставлено Татьяной Баженовой
В городскую публичную библиотеку он пожертвовал личное собрание из 1258 экземпляров книг и 489 экземпляров журналов и газет. Эти книги составили основную часть дореволюционного фонда Красноярской городской библиотеки им. А.М. Горького.
Первые книжные магазины в Енисейской губернии появились во второй половине XIX века. До этого книги продавались вместе с сахаром, дегтем и другой разнородной продукцией.
В Енисейске первая специализированная лавка была открыта в 1873 году. Книжным первопроходцем здесь стал местный журналист и меценат Никита Скорняков.
Через 12 лет первый такой магазин появился в Красноярске вместе с частной библиотекой. По свидетельству краеведа Леонида Бердникова, это была вторая подобная библиотека в городе. Первую открыл в 1879 году учитель гимназии Андрей Завадский-Краснопольский. Здесь наряду с произведениями русской классической литературы было много приключенческих и авантюрных романов, которыми зачитывались местные гимназисты.
17 апреля 1881 года от окурка, брошенного пьяным кучером, в Красноярске сгорело больше 300 зданий. Пожар продолжался два дня. В пламени погибла библиотека Завадского-Краснопольского.
Дело продолжил Александр Комаров - открыл библиотеку и при ней магазин. Примечательно, что в том же 1885 году он напечатал в Москве «Каталог библиотеки Комарова в Красноярске». В нём отражено 343 названия произведений разных авторов. Среди них Эразм Роттердамский с его «Похвалой глупости», Салтыков-Щедрин, Толстой, Сенковский, Шпильгаген.
Скромнее была представлена периодика: в основном самые читаемые в те годы журналы «Вестник Европы», «Русская старина», «Нива» и сибирские газеты, издававшиеся в Томске и Иркутске.
Что же поспособствовало решению Комарова заняться просветительством? Вполне возможно, длительное – больше года – путешествие, в которое он вместе с женой отправился в 1883 году, впервые выехав за пределы Сибири.
Александр Фёдорович во время поездки вёл подробный дневник, с которым неожиданно удалось познакомиться Татьяне Баженовой.
- Мне посчастливилось познакомиться с Екатериной Мамонтовой: оказалось, что ее крестной матерью была Анфуса Барабанщикова - жена Комарова. Екатерина пообещала мне поискать у себя фотографию Александра Фёдоровича, - рассказывает Татьяна Ильинична. – Я приехала к ней домой, сели пить чай. И тут она сообщила, что Комаров вёл летопись Красноярска. Хозяйка встала из-за стола, открыла верхний ящичек комода и подала мне общую тетрадь в зелёной обложке. «Летописи у меня нет, есть его дневник» – вот её слова.

Татьяна Баженова. Фото: Дмитрий Шабалин
Судя по тексту рукописи, Комаров отправился в поездку с Ленских золотых приисков. Потом были Иркутск, Красноярск, Томск (родина его жены), Омск. Перевалив через Урал, через Пермь и Казань, супруги прибыли в Нижний Новгород. Там Александр Фёдорович впервые увидел железную дорогу. В январе 1884 года они приехали в Санкт-Петербург. Потом двинулись на юг, к морю. Затем сели на пароход и направились за границу, побывали даже в Иерусалиме.
Скорее всего, именно в западной части России и в зарубежье Александр Комаров и решил, что сибирский город Красноярск не должен оставаться «непросвещённым».
Как говорит Татьяна Баженова, ссылаясь на слова Екатерины Мамонтовой, он занимался благотворительностью: часть книг, приобретённых для продажи, безвозмездно передавал в детские приюты. В магазине у Комарова бывали многие известные люди — археолог Иван Савенков, купец-библиофил Геннадий Юдин, врач, общественный деятель Владимир Крутовский и даже Владимир Ульянов-Ленин.
После смерти Комарова новым владельцем магазина стал бывший член красноярской городской управы Григоровский. Магазин также специализировался на продаже детских и учебных книг. Большой спрос на эту литературу был всегда перед началом учебного года. Газета «Красноярец» в начале ХХ века писала, что магазин Григоровского был так осажден покупателями, что для установления очереди им были выданы билеты с номерами очередности.
В тему
Красноярск всегда славился меценатами. Что касается книг, свою фамильную библиотеку, состоящую из 1500 томов (многие из которых являлись библиографической редкостью), подарили городу наследники почетного потомственного гражданина Петра Кузнецова, которые унаследовали его состояние, а также склонность к благотворительности. Особенно проявила себя в этом Евдокия Кузнецова. Она пожертвовала 500 рублей и книги из личной библиотеки.