Новости

Я в родители пойду...

Я в родители пойду...

Мам и пап обяжут учиться

«Только что звонили из опеки, у моей приёмной дочери умерла её родная мама, - Алла, педагог с 25-летним стажем, пребывала в растерянности. - Как сообщить теперь об этом ребёнку, и стоит ли? Как девочка отреагирует? Она и так у нас колючая как ёжик. Когда мы её забрали из детдома, Катя долго оттаивала, была замкнутой. Только нашли путь к сердцу ребёнка, а тут такая новость! Что теперь делать? Надо ли её везти на похороны матери? А может, мне спросить у неё самой, хочет ли она там присутствовать? А вдруг откажется?»

Как быть готовым оказать поддержку ребёнку, переживающему горе и потерю? Какие выбрать способы реагирования на его «трудное» поведение? Довольно часто приёмные родители сталкиваются со столь острыми проблемами.

«Главное - полюбить дитя всем сердцем, как родного, а остальное приложится, наладится само собой», - убеждены, как правило, те, кто принимает решение взять ребёнка под опеку, попечительство или усыновить. И ошибаются. Не «приложится», если не понимать, что эти дети особые. Что у многих из них, в отличие от обычных, домашних ребят, уже имеется и тяжёлый опыт жизни в неблагополучной семье, и комплекс брошенности, и специфические навыки групповой жизни в казённом воспитательном учреждении.

1 августа Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, по которому взять ребёнка на воспитание можно будет только после курса специальной подготовки. А Министерство образования и науки России уже утвердило примерную программу такой подготовки всех кандидатов в приёмные родители. Рассчитана она на 80 с половиной часов семинаров, тренингов, тестирований, и в ней учтены различные проблемы, которые могут возникнуть в усыновляющих, опекунских и приёмных семьях. Также перечислены все те вопросы, ответы на которые должны получить будущие приёмные родители. По окончании курса обучения для кандидатов в мамы и папы будет проводиться итоговая аттестация в форме собеседования.

В случае её успешного прохождения родителям выдадут соответствующий документ.

Как считают разработчики, закон поможет решить проблему возврата в детские дома усыновлённых либо взятых под опеку и попечительство детей.

- В Красноярском крае всего 16 320 детей, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - рассказывает Маргарита Уфимцева, начальник отдела по взаимодействию с муниципальными органами опеки и попечительства, усыновления министерства образования и науки Красноярского края. - Из них 11 351 ребёнок находится под опекой и в приёмных семьях. Стоит отметить, что с каждым годом уменьшается количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно более 60 процентов детей передаются на воспитание в замещающие семьи. К сожалению, имеются факты и возврата детей. Причины разные, в частности есть случаи, когда усыновители, опекуны или попечители не справляются с воспитанием ребёнка.

В целом за прошлый год было принято 282 решения об отмене. Из них 57 случаев ненадлежащего исполнения родительских обязанностей, один факт жестокого обращения с ребёнком и 224 решения по инициативе самих опекунов и попечителей. Цифры говорят о том, что проблемы у замещающих родителей - опекунов, попечителей, приёмных родителей - порой стоят настолько остро, что они возвращают детей назад в детские дома. И одна из причин такого решения - нехватка знаний и навыков в плане воспитания ребёнка. Так что поучиться кандидатам в мамы и папы есть чему.

Стоит отметить, что обучение в так называемых школах приёмных родителей проводилось и ранее, но было добровольным.

- Наш центр реализует программу подготовки кандидатов в родители с 2002 года, - рассказывает Ольга Абросимова, директор краевого Центра развития семейных форм воспитания. - Первые годы реакция у многих была такая: «Что я буду выслушивать ваших психологов, я уже своих детей вырастила, и так всё знаю». Но по истечении определённого времени они возвращались к нам с совершенно иным мнением: «Вы знаете, наш ребёнок особенный, и возникает в связи с этим масса вопросов. И чтобы решить их, нам действительно необходима специальная подготовка».

По словам Ольги Борисовны, многие после прохождения программы продолжают обращаться в центр за советами по тому или иному вопросу. Что, собственно и подтвердила одна из приёмных мам.

- Скоро будет год, как я оформила опекунство над трёхлетней приёмной дочерью, - делится Надежда. - Есть ещё два своих родных ребёнка. Вместе с мужем прошли подготовительную программу. Почерпнули оттуда очень многое. С нами проводили различные тренинги, читали лекции и так далее. Нам очень понравилось. В дальнейшем всё, что нам преподавали, пригодилось в жизни как в отношении приёмной дочери, так и в отношении своих детей. И я бы советовала пройти такой курс абсолютно всем родителям, независимо от того, есть у вас приёмный ребёнок или нет. Я и сейчас продолжаю обращаться за консультацией по разным вопросам.

Ольга Абросимова отмечает: если на начальных этапах работы школы приёмных родителей «ученики» исчислялись десятками, то сейчас их сотни. И сегодня нет ни одного приёмного родителя, которому предложили бы пройти программу подготовки, а он отказался. В шести территориях края были открыты дополнительно ещё филиалы центра.

- И здесь даже рассуждать не приходится, насколько нужно такое обучение кандидатам в приёмные родители, - констатирует Ольга Борисовна. - Я очень рада, что вносится законопроект об обязательном прохождении программы. Но помимо позитива хотелось бы отметить, что, принимая вышеуказанный документ, необходимо параллельно решить ещё ряд организационных вопросов. В частности, очень многое зависит от того, какие специалисты будут преподавать обучающий курс и на базе какого учреждения. Потому что, по моему мнению и имеющемуся практическому опыту, такую программу должны реализовывать специалисты - профессионалы в области семейного консультирования, работающие именно с категорией приёмных родителей. Иногда я слышу такую позицию: есть психологи в школах, в реабилитационных центрах, пусть они и занимаются обучением приёмных родителей. Такой подход абсолютно не верный, и пользы от этого формализма не будет никакой.

Ещё один из моментов, который не предусмотрен законопроектом, но по мнению нашего эксперта, должен быть обязательно - это дальнейшее сопровождение специалистами замещающих семей. По словам Ольги Абросимовой, дать определённую сумму знаний приёмным родителям, а потом забыть об этих семьях, - это значит ничего не сделать.

- Сопровождение замещающей семьи - это вторая часть нашей подготовительной программы, - подчёркивает Ольга Борисовна. - И мы одно от другого не отделяем. Только такой комплексный подход может гарантировать успешность семьи.

Также в законопроекте говорится о том, что от обязательного обучения освобождаются родственники детей, оставшихся без родителей - бабушки, дедушки, тёти и дяди. Но, по словам Ольги Абросимовой, именно ближайшие родственники в большинстве случаев и возвращают детей.

- Практика показывает, что период взросления детей и период состоявшихся бабушек и дедушек - это разные периоды, - констатирует ещё один эксперт Маргарита Уфимцева. - И так, как они воспитывали раньше своих чад, уже не совсем приемлемо по отношению к внукам. Да и опыт-то воспитания в основном неудачный. Ведь по какой-то причине лишили же их детей родительских прав. Так что мы придерживаемся твёрдой позиции, что даже близкие родственники должны в обязательном порядке проходить такую программу подготовки.

Наши эксперты надеются, что при детальной разработке нормативных актов законотворцы обратят внимание на существующие пробелы в документе, касающемся подготовки потенциальных родителей.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА