Новости

Грозит ли России децентрализация?

Грозит ли России децентрализация?

Сорока-белобока на государевой службе

Одной из причин, почему россияне были недовольны советской системой управления экономики, являлся повальный дефицит, который зачастую возникал из-за директивы партии помогать дружественным республикам. Нередко наши соотечественники приезжали в прибалтийские страны и видели изобилие товара, который там никогда не производился, а привозился из РСФСР. В то же время в самой России наблюдалась нехватка этого товара, и по вполне понятным причинам у людей подобное перераспределение вызывало чувство несправедливости. Становилось ясно, что работать по девизу «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям» не имеет смысла, производительность труда начала падать, а желание изменить систему нарастало.

Сегодняшняя ситуация с точностью до нуля повторяется, но происходит это уже в плане межбюджетных отношений: количество дотационных провинций растёт, а количество реципиентов уменьшается. Если в 1990-х годах доноров для федерального бюджета было двадцать, то на данный момент их не наберётся и пятнадцати. Предпринимаемые меры стимулирования развития территорий через особые экономические зоны, специальные федерально-целевые программы и объединение регионов оказываются малоэффективными. Всё это говорит о том, что развитие страны путём укрепления вертикали власти движется к тупику. Федерация, как добрая заботливая мамаша, пытается накормить всех своих чад, а дети, зная, что пайку всегда получат одинаковую, начинают работать плохо: сказка про Сороку-белобоку, только наоборот.

О необходимости децентрализации в конце июня громогласно заявил президент Дмитрий Медведев. По его словам, федеративный характер государства должен быть мотором развития страны и работать на конкурентное преимущество. «Если система начинает двигаться по сигналу из Кремля, значит, она нежизнеспособна, и её нужно менять», - заявил лидер России.

По поручению Медведева были созданы две рабочие группы, в задачи которых вошла подготовка предложений по реформированию системы. Первую из них - по правовым вопросам перераспределения полномочий - возглавил вице-премьер Дмитрий Козак, а вторую - по финансовым и налоговым вопросам и межбюджетным отношениям - экс-губернатор Красноярского края, вице-премьер, полпред президента в СКВО Александр Хлопонин. Ожидается, что уже осенью группами будет представлен конкретный план законотворческой деятельности.

Регионы и муниципалитеты не могут проводить самостоятельной финансовой политики, а находятся на поводке у тех, кто распоряжается бюджетами, субсидиями и субвенциями.

- Тема децентрализации властных полномочий всегда находилась в центре внимания и постоянно вызывает множество дискуссий и споров, - заявляет председатель Законодательного собрания края Александр Усс. - На заре перестройки была провозглашена полная свобода для регионов: «Берите свободы столько, сколько захотите».

В последнее время, наоборот, наблюдается возвращение к централизации в финансовых вопросах, налоговой политике. Сейчас маятник раскачивается в обратную сторону, и я этому рад. Если люди не будут чувствовать себя хозяевами на той земле, где живут, невозможно требовать от них ни ответственности, ни инициативы.

- Децентрализация выгодна как для нашего, так и для остальных регионов, - утверждает финансовый аналитик Виктор Прохоров. - Ежемесячно из собранных на территории Красноярского края налогов остаётся только треть: остальное уходит в федеральный центр, и, чтобы покрыть нужды, полностью себя обеспечивающий регион вынужден туда обращаться за деньгами, которые при этом выделяют при определённых условиях. Если удастся реализовать идею децентрализации бюджетных отношений, то край получит большую самостоятельность, сможет оперативно управлять своими ресурсами.

Условно эксперты делят территорию России на несколько групп: столичные (Санкт-Петербург и Москва), которые развиваются по особым законам и на которые приходится порядка 30 процентов всех инвестиций; регионы - экспортёры сырья, которы, по сути, одни остались донорами; старые промышленные центры (Самара, Саратов, Нижний Новгород и др.), где были мощнейшие предприятия, но так как наша машиностроительная продукция оказалась неконкурентоспособной, они ушли в группу рецепторов; группа прибрежных территорий, через которые идёт основной транзит (северные, балтийские и дальневосточные морские порты); и дотационные районы. Наш край относится ко второй группе.

По словам Виктора Прохорова, теория развития федерации путём децентрализации обещает более динамичное развитие территорий и создание локомотивов роста: чем больше останется средств, тем больше их будет направлено в инвестиции. Однако реализовать эту идею будет достаточно проблематично. И дело здесь даже не в реформировании законодательной базы. Попросту не все влиятельные люди ей рады: одно дело, когда у тебя постоянно просят денег и ты решаешь, давать их или нет, и совсем другое, когда условия, на что тратить деньги, ты уже не диктуешь.

Тем временем предложения о том, как реформировать систему, уже поступают в Москву со всей России.

- За 15 лет работы на посту главы Красноярска я понял, что без самодостаточных, активно развивающихся муниципалитетов невозможно решить ни одну серьёзную задачу на уровне страны, - заявил во время проведения праймериза Пётр Пимашков. - Сейчас средства, выделяемые территориям, очень ограничены, а значит, необходимо на законодательном уровне дать городам больше финансовой самостоятельности. Муниципальные образования должны напрямую получать средства за счёт налогов. Для этого нужно отдать им половину налога на доходы физических лиц и полностью весь налог от упрощённой системы налогообложения. Такой шаг даст возможность эффективно решать те задачи, которые сегодня стоят перед каждым сибирским городом, независимо от его размеров.

О том, чтобы направить НДС в региональный бюджет, говорит и другой известный красноярцам политик депутат Государственной думы Виктор Зубарев. Он, кстати, вошёл в состав упомянутой правительственной группы, возглавляемой Александром Хлопониным.

- В Германии, например, поступления налога на добавленную стоимость распределяются практически поровну между федеральным бюджетом и бюджетами земель, - рассказывает Виктор Владиславович. - Если мы введём такую же норму, то число дотационных регионов в России сократится вдвое. Ведь сегодня большинство регионов являются дотационными не потому, что бедны, а потому, что так устроена наша система межбюджетных отношений: сначала налоги собираются в общий федеральный котел, а потом из этого котла регионам выделяются пайки. В итоге даже Красноярский край с его несметными богатствами постоянно находится на кромке дотационности. Если хотя бы 25 процентов НДС будет оставаться в крае, мы станем не только безубыточными, но получим резерв в виде более четырёх с половиной миллиардов рублей, значительная часть которых будет потрачена на нужды муниципальных образований региона.

- Бюджетная политика должна быть направлена не только на обеспеченность территорий, но и на возможность их инвестирования, - говорит депутат Красноярского городского Совета Наталия Фирюлина. - У нас очень социальный бюджет, из-за чего свободных средств для развития регионов остаётся мало. Здесь необходимо искать дифференцированные стимулирующие подходы. Президент ведь говорил не только о реформировании, но и о большей свободе бюджетов. Это означает, что регионы могут воспринять ранее несвойственную для них нагрузку. Конечно, российский федерализм будет реформироваться. Хотя при условии свёрстанного долгосрочного бюджета это отодвигается на неопределённую перспективу.

Единственный и достаточно здравый аргумент против децентрализации заключается в том, что в случае её проведения проконтролировать Москвой целевое расходование средств регионами станет намного труднее. Уровень коррупции в России ещё достаточно высок, и вряд ли за это время количество желающих покуситься на собранные налоги убавится. Вопрос передачи части полномочий на периферию нельзя решать в один момент, его необходимо тщательно проработать на всех уровнях.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА