Новости

Этикетка на бензин

Этикетка на бензин

Что заставит развязать язык владельцам АЗС?

Пока мировые цены на нефть переживают взлёты и падения, а отечественные нефтяные олигархи спекулируют и цены на бензин в России неустанно ползут вверх, Федеральная антимонопольная служба решила законодательным путём вмешаться в деятельность розничных агентов. Уже в августе ведомство планирует направить правительству законопроект, запрещающий нефтяным компаниям, чьи сети АЗС занимают более пятидесяти процентов в регионах, строить новые станции.

По словам антимонопольщиков, на тех территориях, где доминирует одно предприятие-гигант, цены на бензин на несколько процентов выше по сравнению с соседними регионами, где заправщики находятся в равных условиях конкуренции. И если количество АЗС, принадлежащих одному игроку, законодательно ограничить, то на рынок смогут зайти новые компании. Другая идея УФАС - обособление всех АЗС в отдельные юридические лица, чтобы дочки крупных нефтяных компаний покупали топливо у переработчиков наравне с независимыми хозяйствами, а не по льготным ценам. Помимо этого законопроект предполагает регистрировать всю информацию по совершённым сделкам и менять акцизы раз в месяц в зависимости от цен внешнего рынка, а не раз в год, как это происходит сейчас.

Но другое любопытнейшее предложение антимонопольщиков заключается в том, чтобы на заправках специальным образом маркировали топливо и при этом в чеках было отмечено, какого класса продан бензин. Грубо говоря, автомобилист подобно покупателю в супермаркете сможет прочитать этикетку на продаваемом товаре, сравнить с другим, и если бензин окажется некачественный, ему будет проще отстоять свои права.

В Красноярске уже несколько лет не было официальных жалоб на качество бензина. По крайней мере так утверждают в Управлении антимонопольной службы по краю. Тем не менее в России прецеденты случаются из года в год. Так, например, в Республике Марий Эл на прошлой неделе более 200 автомобилистов, заправлявшихся на АЗС, принадлежащих компании «Роснефтепродукт», не смогли завести свои двигатели.

Аналогичный случай произошёл несколько лет назад в Саратове, где водители заправлялись на станциях ЛУКОЙЛа. Тогда специалисты заподозрили, что бензин привезли в цистернах из-под мазута.

- Топливо, которое сегодня производится на российских нефтеперерабатывающих заводах, соответствует всем необходимым требованиям, - утверждает заместитель директора Института нефти и газа СФУ, доктор химических наук Владимир Твердохлебов. - Любое нарушение технологии чревато тяжкими последствиями: взрывами, пожарами, сбоями производства, поэтому контроль на предприятиях очень строгий. Более того, с 2011 года все НПЗ перешли на евростандарт, качество нефтепродуктов отслеживает аккредитованная и сертифицированная центральная заводская лаборатория, и на выходе каждая цистерна бензина выходит паспортизованной и опломбированной.

Проблемы, как заверяет Владимир Павлович, начинаются уже после производства нефтепродукта. Ведь бензин не сразу попадает с НПЗ в бак автомобиля - его путь тернист различными перевалочными пунктами. Сначала с заводской цистерны топливо поступает на нефтебазу, затем его переливают в бензовоз, который везёт бензин на автозаправочную станцию и сливает в бензохранилище, и только после этого водитель заправляет им машину. Зачастую именно в этой промежуточной цепочке и происходят сбои.

- Случается так, что ёмкости, где перевозится или хранится топливо, оказываются неподготовленными, - заявляет профессор. - Либо ранее в них находился другой продукт, либо находился продукт другой марки, либо продукт той же марки, но другого завода: ведь все заводы работают по разным технологиям, и составы Омского, Ачинского или Ангарского бензина разнятся. Следующий момент - несоответствие правилам и нормам хранения. Все резервуары должны иметь дренажную систему: её отсутствие приводит к тому, что весной конденсат попадает в бензин и портит двигатели.

В конце марта текущего года Центр стандартизации и метрологии проводил в Красноярске независимую экспертизу качества бензина наиболее распространённых сетей АЗС. Результаты исследования оказались не такими уж оптимистичными. Количество эфирных кислородосодержащих высокооктановых компонентов в бензинах проверяемых марок («Регуляр евро-2» и «Премиум евро-95») было в пределах нормы, ароматические и олефиновые углеводороды, в том числе бензол и фактические смолы, не превышали допустимых пределов. Но вот октановое число, фракционный состав и сера оставили желать лучшего.

- Бензин - это композиция, насчитывающая более 250 значимых компонентов углеводородных соединений, - рассказывает начальник испытательного отдела Центра стандартизации и метрологии Наталья Топорова. - В зависимости от объёмного и массового сочетания компонентов, а также набора присадок, корректирующих его свойства, меняются моторные и экологические характеристики топлива. Наша экспертиза показала, насколько добросовестны владельцы АЗС перед своими потребителями.

Но такие проверки, как выясняется, проходят не часто.

- Раньше в Красноярске работала нефтехимическая инспекция, которая контролировала все автозаправки, - рассказывает Владимир Твердохлебов. - Затем её ликвидировали, поскольку, как я понимаю, она стала мешать бизнесменам. В итоге сейчас их никто не контролирует, и только у двух сетей есть своя лаборатория качества, позволяющая своевременно выявлять нарушения хранения или перевозки бензина. К началу следующего года в СФУ планируется создание своей сертификационной лаборатории, и тогда мы сможем отслеживать качество бензина на каждом перевалочном этапе.

Но водителю, чтобы не попадать на некачественный бензин, необходимо соблюдать меры предосторожности. Этикетка антимонопольщиков это одно, но лучше всего заправляться на проверенных АЗС, всегда сохранять чеки, и если всё же автомобиль после заправки не заводится с первого раза или едет плохо, то сразу обращаться к операторам станции и назначать техническую экспертизу.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА