Новости

Кошмарить или контролировать

Кошмарить или контролировать

Режим проверок ужесточается

Хватит, поиграли в демократию. Пора опять начинать кошмарить бизнес. Такие призывы звучат всё чаще. Причём инициаторами выступают не властные структуры, а общественные объединения. Мол, предприниматели без недреманного ока государева совсем разбаловались. Торгуют завалью, некачественными и просроченными товарами. А привлечь их к ответственности практически невозможно, потому что для того, чтобы провести проверку, нужно пройти целый ряд бюрократических процедур. А когда они пройдены, у предпринимателя уже всё гладко и чисто.

И вот наконец-то эти чаяния начали вроде бы сбываться.

1 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, которым внесён большой пакет изменений в законодательные акты по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Документ внёс изменения почти в 60 законов, регламентирующих госконтроль в ряде сфер предпринимательской деятельности. И прежде всего ужесточил режим проверок.

  • Для разных видов организаций установлены свои особенности проверок, - отметил председатель Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. - К примеру, на некоторых предприятиях станет возможным внеплановый выездной контроль без предупреждения. В отношении некоторых других плановые проверки могут проводиться два раза в три года и чаще. Кроме того, возможно и введение (правда, лишь на объектах повышенной опасности) режима постоянного государственного контроля.

После столь внушительного заявления немудрено начаться разброду и шатаниям в среде бизнеса. Но… представители зернового рынка, к примеру, оценили пресловутый закон как весьма либеральный и на одном из недавних статусных мероприятий приняли резолюцию с предложением ввести прямой государственный контроль в сфере зернового рынка. Ибо качество в этой области упало ниже плинтуса.

Красноярский юрист Марк Рэмов так комментирует Закон № 242-ФЗ: «Во-первых, законом откорректирована сфера применения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», заново сформулированы перечни контрольных мероприятий, при проведении которых закон № 294-ФЗ не применяется. Закон № 242-ФЗ как раз и регулирует такие особенности путём внесения изменений в статьи федеральных законов о государственном и муниципальном контроле. С этой точки зрения документ обеспечивает более полную защиту юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а не наступление на эти права.

Чтобы написать хороший закон для бизнеса, следовало бы советоваться с предпринимателями-практиками. Ибо юристы - специалисты совсем в другой области.

Во-вторых, по информации юриста, законом № 242-ФЗ установлено, что полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Аналогичное правило предусмотрено также для передачи полномочий субъектов Российской Федерации по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации. То есть существенно расширяются права региональной и местной власти.

«В-третьих, законом № 242-ФЗ дополнен перечень видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которой необходимо уведомить уполномоченный правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти, - отмечает Марк Рэмов. - Теперь уведомлять следует также о начале производства эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений; производства тары и упаковки; производства мебели; производства средств индивидуальной защиты; производства пожарно-технической продукции; производства низковольтного оборудования; производства строительных материалов и изделий; оказания социальных услуг. И это тоже важное дополнение».

Есть и четвёртый момент: законом № 242-ФЗ скорректированы правила проведения проверок . В частности, установлено, что плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в жилищной сфере. Основанием проведения внеплановой проверки теперь также является требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Далее, закон предусматривает возможность установления режима постоянного государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты повышенной опасности. Этот режим предполагает постоянное пребывание уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) на объектах повышенной опасности и проведение им мероприятий по контролю за состоянием безопасности и выполнением мероприятий по обеспечению безопасности на таких объектах.

Новый закон конкретизировал положения о региональном государственном надзоре, указал, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится в том числе осуществление регионального государственного надзора: в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, за сохранностью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, ветеринарного надзора, за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) экологического и жилищного надзора.

Таким образом, получается, что закон вроде вовсе и не против предпринимательства. Во всяком случае те красноярские предприниматели, которых мы просили высказать мнение о новациях, не выразили негативного отношения именно к этому документу.

  • Сам закон скорее полезен, - отметил директор коммерческой фирмы Алексей Коковцев. - На самом деле ситуация с передачей государственных функций по лицензированию отдельных видов деятельности саморегулируемым организациям и снижение активности государства в сфере контроля далеко не всегда выгодна самим предпринимателям. Получается, что ты продаёшь качественный товар, а твой конкурент - нет. И он в выигрыше… Поэтому усиление контроля за качеством или соблюдением регламентов в принципе выгодно добросовестному предпринимателю. Другой вопрос - пресловутое «кошмарить» или «не кошмарить» бизнес. На самом деле, может быть, сделать проще - создать условия для развития нормального бизнеса. Задача, конечно, сложная - мы видим, что, какой закон ни прими, последствия у него самые непредсказуемые. Так, может быть, прежде чем что-то принимать, стоило бы хорошо посоветоваться с бизнесменами-практиками. А уж потом отдать юристам на оформление. А то у нас зачастую законы для бизнеса пишутся людьми, компетентными совершенно в других областях. Бизнесу, конечно, мешают излишние проверки. Но стоит вспомнить, что практически два десятилетия мы жили именно в таких условиях. И предприниматели не вымерли. А вот неоправданное повышение налогов вполне способно поставить крест на бизнесе в России

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА