Новости

Главное - быть сильным духом.

Главное - быть сильным духом.

Их имена стоят рядом в первом томе книги Красноярского края «Никто не забыт» - Екатерина Сафроновна и Иван Семёнович Закапко, воевавшие с июня 1941-го по май 1945 года в 16-м зенитно-артиллерийском полку Южного и 4-го Украинского фронтов, участвовавшие в освобождении Чехословакии. Она - рядовой боец, уроженка Кабардино-Балкарской республики. Он - старший сержант, родом из Запорожья.

Катя была восьмым ребёнком в семье. Она уже училась в медицинском техникуме в Ессентуках, когда немецкие захватчики напали на Советский Союз. В городке, на крытой танцплощадке, разместили госпиталь. Студенты лечили бойцов, получая необходимую практику. Через год девчонки добровольцами ушли на фронт. Сначала был десятидневный карантин. Новобранцам выдали обмундирование: пилотку, гимнастёрку, ремень, юбку, бельё, санитарную сумку. Их 12-й дивизион зенитно-артиллерийского полка охранял в Грозном сероводородный завод. По мере продвижения на запад охраняли железнодорожный вокзал, подъездные пути. В Румынии зенитчики были на страже аэродрома. В Чехословакии, в городе Кошицы, охраняли правительственное здание.

- Наши разведчики следили за воздушным пространством с помощью биноклей и определяли на слух вражеские самолёты, - рассказывает фронтовая медсестра.

Наступила весна, и все понимали, что скоро будет сообщение о Победе. В полку организовали художественную самодеятельность, ответственным за фронтовую самодеятельность был назначен комсорг, старший сержант Закапко. Катюша любила петь и однажды даже получила замечание, что бойцы могут прослушать важное сообщение из-за её голосистого пения. Комсорг уделял особое внимание девушке. «Но у меня характер гордый, - говорит Екатерина Сафроновна, - ершистый, да и в полку было строго с ухаживаниями».

Победу зенитчики отметили в Чехословакии, в Праге. Ночью услышали стрельбу, выскочили на улицу, оказалось: салютовали однополчане.

Фронтовичка вспоминает, что торжество Победы было омрачено несчастным случаем. Выполняя задание офицера, 18-летний рядовой при чистке оружия направил дуло пистолета на себя, чтобы осмотреть, и случайно нажал на курок. Пуля попала в лоб, и солдат скончался мгновенно.

В июне 1945 года Катюшу демобилизовали. Сержант Закапко служил ещё год, а потом приехал к Екатерине и попросил у её отца руки девушки. «Отцу Иван приглянулся, - вспоминает Екатерина Сафроновна, - но я в это время встречалась с юношей - осетином, и он мне очень нравился. Но отец был против нашей дружбы из-за разных жизненных укладов. Так что замуж я вышла по воле родителей. Иван был старше меня на семь лет, по образованию - финансист. После нескольких лет работы и курсов повышения он получил направление в Красноярск. Поехали в Сибирь большой семьёй, у нас уже были сын и дочь».

Екатерина Сафроновна устроилась воспитательницей в детский сад № 5 Министерства связи, через два года её назначили заведующей. Четверть века, до пенсии, она отработала в этом учреждении. Иван Семёнович Закапко был известным в то время в крае специалистом по финансам.

Фронтовичка похоронила мужа и детей, живёт одна. Её не оставляют племянница, ветеранская организация Центрального района, социальные работники. В свои 85 лет, много пережив, она не падает духом. На собственном балконе разбила небольшой сад и огородик. Всё благоухает: цветут розы, лилии, петуньи, зреют помидорчики с огурчиками. Екатерина Сафроновна благодарит судьбу за всё, что с нею случилось, и за отпущенную ей долгую жизнь.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА