Новости

Человек, который придумал «Саянское кольцо»

Человек, который придумал «Саянское кольцо»

Андрей КАТАЕВ не избалован вниманием прессы. Это тем более странно оттого, что его детище фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо» имеет уже свою историю, своих друзей и недругов и каждый год довольно подробно освещается в местных и столичных СМИ. Сам же создатель и первый руководитель этого примечательного явления в культурной жизни региона как-то привычно держится в тени. Да и на это интервью он согласился, как мне кажется, не столько ради пиара или рекламы, сколько из уважения к человеку, писавшему о каждом из восьми прошедших фестивалей.

Хотя как раз сегодня, когда фестиваль оказался на распутье (до сих пор не решено, когда состоится следующий и какую он будет иметь периодичность), есть особый смысл поговорить о прошлом, настоящем и будущем этого большого «праздника музыки и ремёсел» - такое название получил шушенский фестиваль в нынешнем году.

- Андрей Александрович, есть ли в Вашей биграфии нечто такое, что объясняло бы Ваш интерес к этнической музыке вообще и к сибирскому фольклору в частности?

  • Ну разве только то, что я коренной сибиряк и сельский житель. Я не филолог, не фольклорист, не музыкант, по первому образованию зооинженер (окончил аграрный университет). В детстве я рос в посёлке, где была геологоразведочная экспедиция, много времени проводил в тайге и на реке, поэтому профессиями, которым я всегда симпатизировал, были лесничий и речник. После института по объявлению в газете попал в компанию, которая занималась продажей клубного отдыха - таймшера. Так началась моя карьера в туризме. Сначала занимался выездным и корпоративным туризмом, открыл первую частную авиакассу в Красноярске, но в конце девяностых задумался о развитии въездного и внутреннего туризма. В результате появился турмаршрут «Саянское кольцо».

- И тут Ваш взор обратился на Шушенское. Почему?

  • Шушенское является уникальным местом, это одна из жемчужин территории «Саянского кольца». Исходя из того, что в советские времена там была создана инфраструктура для приёма большого количества туристов (в день принимали по две с половиной тысячи человек), и благодаря уникальным природным особенностям территории, было решено проводить в Шушенском фестиваль. Наличие этнографического музея-заповедника придаёт турмаршруту и фестивалю нужный колорит. С другой стороны, мы своей деятельностью даём музею и всему Шушенскому новое дыхание.

- А Вас (и их) не смутили трудности, связанные со сменой бренда?

  • Вы наверняка имеете в виду, что в советское время Шушенское было известно в стране и в мире преимущественно как место сибирской ссылки В. И. Ленина…

- Да! Именно это героико-романтическое обстоятельство делало как бы неуместными разговоры о необычайной привлекательности здешних краев. Невольно получалось, что пламенного революционера не столько наказали ссылкой, сколько поощрили поездкой на курорт. Между тем именно курортная сущность шушенской земли со временем проявлялась всё отчетливее - параллельно с тем, как шло на спад всенародное обожествление вождя. И теперь совершенно понятно, с чем шушенцы связывают своё будущее, - здравоохранением, туризмом, культурой. Обсуждались ли эти вопросы?

  • В том виде, как Вы это сформулировали, нет. Но молчаливо подразумевались - ведь всем стала ясна исчерпанность ленинского бренда, и надо было думать, как жить дальше, чем можно привлечь отечественного и зарубежного туриста?

- То есть фестиваль родился поначалу как сугубо туристский проект?

  • В ином качестве он мог бы и не родиться вовсе. Перед фестивалем изначально ставилась задача раскрутить бренд и территорию «Саянского кольца», сдвинуть туристопоток из города на юг края, в Хакасию и Туву.

- Как это происходило?

  • Команда, которая впоследствии отвечала за фестиваль, формировалась поэтапно. Для меня всё началось в 2003 году, когда ко мне обратился художественный руководитель шушенского фольклорного ансамбля «Плетень» Виктор Сухов с просьбой «помочь съездить в Европу на фестиваль». Подумал: с одной стороны, зачем ездить куда-то, пусть лучше к нам ездят. С другой - фестиваль является хорошей промоакцией и форматом событийного туризма. Потом появились единомышленники: Леонид Еремин, Наталья Мязина (сейчас она хозяйка известного в городе этнокафе «Юрта», что возле культурно-исторического центра), Александра Шубская, Наталья Никонова (ныне сотрудник «Российской газеты»), Татьяна Веселина, Вера Егоровна Оськина и Сергей Николаевич Ким, которых особо представлять не надо… Эти и многие другие люди, в том числе и не красноярцы Артемий Троицкий - музыкальный публицист, председатель жюри первых трёх фестивалей, сменивший его на этом посту Сергей Старостин - уникальный фольклорист и разносторонний музыкант, авторитетнейший тувинский хоомейджи ОндарКангар-оол, известный российский продюсер WorldMusic Александр Чепарухин внесли неоценимый вклад в развитие идеи фестиваля. С 2007 года активную помощь фестивалю и всему проекту Саянского кольца оказывал Пивнев Владимир Михайлович. С того же года режиссёром фестиваля стала Винокурова Екатерина, которая создала более яркую атмосферу и качественную организацию всего мероприятия. Особо хотелось бы отметить роль Хлопонина Александра Геннадьевича, без его помощи, в том числе финансовой, фестиваля могло бы и не быть.

Изначально нами ставилась задача фестиваль сделать народным и государственным праздником. Я думаю, что у нас это получилось. Я очень благодарен всем людям, которые помогали организовывать фестиваль все эти годы, всем зрителям и музыкантам, которые приезжают к нам, и конечно же министерству культуры и правительству Красноярского края за то, что они взяли финансовое бремя фестиваля на свои плечи.

- Рост интереса к аутентичной этнике, как и к сплаву её с джазом, роком, электроникой, очевиден сегодня как во всём мире, так и в России. Оглядывались ли Вы на опыт других отечественных фестивалей сходной тематики?

  • Их не так уж и много, поэтому оглянуться было нетрудно. На Алтае проходит фестиваль «Живая вода», в Калужской области любителей этники привлекает фестиваль «Пустые холмы» и, наконец, у нас под боком проводится интереснейший тувинский проект «Уусту-хурэ». У каждого проекта своя специфика, свои традиции, и нам, конечно, хотелось, чтобы шушенские встречи не были похожи на то, что отличало другие фестивали. Основным качественным примером для нас является английский фестиваль WOMAD Пита Гебриэла, Изначальное отличие нашего фестиваля в том, что мы проводим конкурс. И, как говорят руководители музыкальных коллективов, наш конкурс стал для них очень важным элементом фестиваля, а премия «Золотая Ирия» признана престижнейшей наградой в области российской этномузыки.

- Заметны ли перемены в фестивальной аудитории?

  • Да, со временем к нам приезжает всё больше семейных компаний - с родственниками и детьми. Всё больше молодёжи обращает внимание на фестиваль…

- Это точно: я, как преподаватель СФУ, постоянно встречаюсь со своими студентами - прошлыми и нынешними.

  • Вас это, конечно, радует…

- Ещё бы! Я воспринимаю это как знак того, что на наших глазах происходит масштабный трендовый сдвиг: назойливая и бессмысленная попса больше не является всеобщим законодателем музыкальной моды, молодые люди всё чаще обращаются к другой музыке - будь то джаз или этника или даже академическая традиция, молодых всё больше и на концертах симфонического оркестра.

  • Ещё одним принципиальным отличием «Саянского кольца» от других фестивалей является чёткое осознание того, что это не просто серия концертов. Фольклорная музыка неотделима от обряда, от образа жизни, в котором очень важны труд и быт. Не случайно поэтому с самого начала такое значение мы придавали деятельности специальной площадки «Город мастеров». Тут были представлены не только результаты - глиняные и деревянные изделия, берестяные туеса, вышивки, аппликации, - но и сам процесс труда (гончар у вас на глазах лепил кувшин, кузнец ковал подкову).

- Наверное, поэтому у фестиваля появился как бы подзаголовок «музыки и ремёсел»?

  • Да, так полнее и точнее. В сокращенном виде получается МИР, мир музыки ремёсел. Надеемся, что в будущем фестиваль станет известен не только своей музыкальной составляющей, но и одной из лучших в России ярмаркой ремесел. Ведь, как и музыка, ремёсла являются основными носителями традиции. Кроме того, в программе фестиваля появилась обрядовая составляющая - русский свадебный обряд, различные игры и потешки, желающие могли принять участие в конкурсе косарей. В специальной юрте зазвучали отрывки из национальных эпических сказаний - алтайских и хакасских. В общем, программа расширяется, и это только на пользу.

- Теперь, когда фестиваль «Саянское кольцо» обрёл наконец своё оригинальное лицо, хочется поинтересоваться его перспективами - ближними и дальними…

  • Самое главное - сейчас понятны новые задачи. Если раньше фестиваль выполнял в основном промозадачи, то в будущем он должен стать ещё более качественной площадкой, на которой хранители различных традиций смогут передавать свои знания народу. Сохранение традиций встаёт во главу угла.

Сейчас ведутся активные переговоры с министерством культуры, и думаю, что в ближайшее время поклонники «Саянского кольца» будут информированы о дальнейшей судьбе фестиваля.

Читайте о фестивале «Саянское кольцо» на нашем сайте:

Фестиваль «Саянское кольцо 2011». Хронология событий

Фотоотчёт с фестиваля «Саянское кольцо»

"Саянское кольцо" собрало все сливки этнической музыки

"Саянское кольцо" готовит своим гостям сюрпризы

Три дня свободы, солнца и музыки

Татьяна Веселина: «У нас не только холода и медведи»

Едешь на «Саянское кольцо» - захвати тёплые вещи

«Саянское кольцо» – без алкоголя!

Названы даты фестиваля «Саянское кольцо 2011»

Чего стоит остерегаться красноярцам на «Саянском кольце»

На фестиваль «Саянское кольцо» приедут зарубежные музыканты

А ты играешь на варгане?

Популярность этнокультуры растет все больше

«Саянское кольцо» – без алкоголя!

Саянское кольцо

Искусство в «Кольце»

Вокруг "Кольца"

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА