Новости

Есть пробег - плати налог

Есть пробег - плати налог

Дороги построят за счёт автолюбителей

К решению извечной российской проблемы - дороги - чиновники подошли радикально. К так называемой ускоренной модернизации трасс и магистралей привлекут рядовых автовладельцев. Причём спрашивать граждан, хотят ли они рублём поддержать дороги, никто не собирается. Выбора у людей просто-напросто нет. Вместо нынешнего транспортного в стране должен появиться единый универсальный налог - за километр пробега.

Чтобы предприимчивые россияне не утаивали реальный пробег своего железного коня, на каждом авто должна появиться спутниковая навигационная система ГЛОНАСС. Приобрести и установить её обяжут всех водителей. Сам же тариф единого универсального налога будет дифференцирован по регионам и автомобилям. Эти концептуальные идеи содержатся в «транспортном разделе» проекта обновления небезызвестной «Стратегии 2020».

Над этим документом по заказу российского правительства вот уже более полугода работает 21 экспертная группа. Скажем сразу, со своей установкой - «штурмовать» самые радикальные, неожиданные и смелые концепции, которые помогут стране сделать экономический рывок вперёд, - учёные умы справились. По словам руководителя одной из групп, ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимира Мау, эксперты пытались взглянуть на ситуацию посткризисного развития России более глобально.

Итоговый 500-страничный документ уже готов и направлен в правительство. Доклад состоит из двух частей - новая модель экономического роста и новая социальная политика. В конце августа чиновники обсудят концепцию и выскажут своё отношение к ней. После этого начнется второй этап работы. К концу 2011 года обновленная «Стратегия 2020», задающая перспективы России, должна быть готова.

Чтобы прекратить рост бедности, эксперты предлагают переход от модели, основанной на потребительском спросе, к инвестиционной. Но для этого потребуются трудные политические решения: масштабная приватизация, завершение тарифной реформы, улучшение делового климата.

Эксперты даже признали такую очевидную вещь, как неизбежность пенсионной реформы. По мнению разработчиков стратегии, минимальный стаж надо увеличивать с 5 до 15-20 лет. Пенсионный возраст повысить до 63 лет для всех.

И всё же перечисленные выше идеи не являются откровением, они в той или иной форме уже звучали на политической арене. А вот озвученные в концепции радикальные перемены в дорожной отрасли и связанные с ними налоговые перспективы - вещь новая.

В среднем налоговая нагрузка на автовладельцев вырастет на 20 тысяч рублей в год, для жителей мегаполисов - на 45-50 тыс. руб.

Учёные, работавшие над «транспортной проблемой», предполагают резкое увеличение акцизов на бензин к 2015 году. В цифрах - это примерно плюс семь-восемь рублей к сегодняшней цене за литр топлива. Напомним, на данный момент в Налоговом кодексе заложено повышение по рублю в 2012-го и 2013 годах. Деньги целевым образом должны пойти на строительство, ремонт и обслуживание дорог. При этом топливные акцизы косвенно войдут в новый налог, который будет рассчитываться исходя из того, сколько бензина затратил тот или иной автовладелец. В среднем, по расчетам экономистов, налоговая нагрузка на них должна вырасти на 20 тысяч рублей в год, для жителей мегаполисов - на 45-50 тысяч рублей. И чем чаще они будут дорогами пользоваться, тем больше платить.

Новая система налогов, фантазируют авторы концепции, поможет достичь реальных перемен в финансировании дорожной сети. Проще говоря, законодатели хотят полностью повесить содержание магистралей на плечи автовладельцев.

По мнению депутата Государственной думы Виктора Зубарева, данная инициатива не должна быть претворена в жизнь.

  • Транспортный налог должен быть справедливым с человеческой точки зрения, - уверен Виктор Владиславович. - Я сторонник такого подхода, что с дорогих новых автомобилей надо брать налог больший, нежели со старых машин. Ведь человек ездит на плохоньком авто не от лучшей жизни. Он не имеет возможности взять машину посовременнее и поэкологичнее. Хотя экономическая логика говорит об обратном. Но этот подход временный, пока в стране не созданы нормальные конкурентные рыночные условия. Это вопрос справедливости.

Автомобилисты также однозначно уверены, что в новом виде транспортный налог вводить нельзя. «Если налоги будут считаться с километража, то это ударит по основной массе граждан с недорогими машинами, - говорят в Федерации автовладельцев России. - По тем же частникам, которые занимаются извозом. По простым горожанам, которые всё лето ездят на дачу. Сегодня именно эта категория автовладельцев интенсивно эксплуатирует дороги, экологию, а транспортный налог в сравнении с дорогими авто платит меньший».

Однако не все автовладельцы поддерживают истерию по поводу повышения налога. «Я не думаю, что платить стану существенно больше, чем сейчас, - говорит Ирина, автолюбитель с шестилетним стажем. - Я водитель одного маршрута: работа - дом - работа. И пробег у меня выходит небольшой. Моего мужа нововведение коснётся больше. Мы семьей на его машине часто ездим по краю, к примеру, в Шушенское, в другие регионы: Хакасию, Томскую область. Также он много времени проводит за рулём по работе. Пробег выходит значительный. Однако наша семья способна позволить себе оплатить безболезненно все налоги. Я вообще убеждена, что если ты купил себе автомобиль, то будь добр нести все сопутствующие расходы. И если честно, я за нововведение. Если людям авто станет не по карману, они пересядут на общественный транспорт, лишний раз за руль не сядут, и, как следствие, на улицах города будет меньше машин и пробок».

Дискуссия о судьбе транспортного налога возникает периодически. В прошлом году глава государства одобрил предложения Минтранса и Минфина по формированию с 2011 года федерального дорожного фонда за счёт повышения акцизов на бензин. При этом ставки транспортного налога были уменьшены вдвое.

В красноярском региональном общественном движении автовладельцев тогда посчитали, что введение дополнительно акциза на бензин и сохранение транспортного налога привели к удорожанию себестоимости владения автомобилем примерно на десять тысяч в год.

Участь горожан облегчили региональные власти. Им федерация дала право обнулять налог для владельцев авто мощностью 150 и менее лошадиных сил. И регионы своим правом воспользовались сполна.

«Мы, депутаты, по-видимому, можем повесить себе медаль на грудь за то, что отказались повышать транспортный налог в том году, - сказал спикер краевого парламента Александр Усс 10 августа во время онлайн-общения с посетителями красноярского автомобильного сайта. - Но некоторые журналисты сказали, что мы просто не стали брать на себя такую ответственность. Госдума и многие заксобрания последовали нашему примеру. На сегодня такой опасности, как повышение налога, нет, но его - налог - надо совершенствовать, на мой взгляд, так как сама схема несовершенна, подход не совсем справедлив. Стоит мой «Ровер» в гараже, кому он мешает, почему я должен платить такие деньги? Ведь нагрузки на дорогу от него никакой... Тут есть над чем подумать. Иногда маломощное средство приносит больше вреда, чем мощное».

Между тем эксперты убеждены, что проводить акции протеста рано. До тех пор, пока люди не получат на руки документы, подтверждающие увеличение расходов на топливо, содержание машины, все заявления будут голословны. Дискуссия продолжается…

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА